Недоступный город

22 сентября, 2016 admin 0

12.09.2016 Новости в Томске

Обещания сделать Томск удобным для инвалидов остаются обещаниями

Когда заходит речь об удобстве городской среды, то чаще всего говорят о парках, лавочках, клумбах и газонах. О безбарьерной среде мало кто задумывается. Действительно, какая разница, какой там зазор между тротуаром и проезжей частью. Обычный человек вообще не обращает внимания на эти вещи.

Но для кого-то это — непреодолимые препятствия. Это и люди на костылях, пусть даже временно, и мамы с колясками, о которых тут недавно писали. Но в первую очередь это, конечно, же инвалиды.

В Томске сегодня несколько тысяч инвалидов, из них многие имеют нарушения опорно-двигательного аппарата. Но мы почти не видим их на улицах. Отличительная черта многих зарубежных городов, где я был, — большое количество инвалидов на улицах. Они катаются на электрических колясках по тротуарам, ездят в общественном транспорте, заезжают в магазины. Зачастую без сопровождающих. Первое время меня это изумляло. Война тут что ли недавно была, откуда столько людей на колясках? А потом пришло понимание, что у нас их не меньше, просто нет возможности пользоваться городом.

Не нужно думать, что за рубежом издавна так относились к инвалидам. Нет, там были те же проблемы. Там тоже считалось, что оплачивать за счет налогов здоровых людей комфортное существование инвалидов несправедливо. Но со временем этот подход сменился на более гуманистический.

Теперь общим местом в градостроительной политике современных городов является тезис о том, что маломобильные жители имеют право получать доступ к тем же местам и заведениям, что и остальные горожане. Это не был сиюминутный процесс. Даже сейчас вряд ли есть хоть один город, на сто процентов дружелюбный людям, которым тяжело передвигаться самостоятельно. Но это процесс, и он идет.

Важнейшую роль в этом процессе занимают строительные нормы. Идея проста: если мы сегодня включим в нормативы безбарьерную среду, то через пару десятков лет, когда завершится цикл эксплуатации объектов городской инфраструктуры, большая часть города станет доступной для инвалидов.

Вот, к примеру, общественный транспорт. В конце 80-начале 90-х началось движение в сторону низкопольности подвижного состава. Сперва на уровне производителей обязали проектировать новые модели с низким полом. Затем на уровне муниципалитетов обязали закупать только отвечающие этим требованиям автобусы и трамваи. Прошло почти 30 лет, и на улицах до сих пор ездит высокопольный подвижной состав. Но очевидно, что после завершения их эксплуатации взамен им придут их низкопольные собратья, просто потому что иных уже и не производят. То же самое с пешеходной инфраструктурой.

В России тоже были сделаны правильные шаги в этом направлении. Например, в 2001 году был принят СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В нем есть, например, такой пункт: «В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортовых камней тротуара должна быть не менее 2,5 сантиметра и не превышать 4 сантиметров».

Казалось бы, вот оно! Через пару десятков лет и российские города превратятся в комфортные для маломобильных категорий, осталось только придерживаться этих правил.

Придерживаются ли их у нас при строительстве или реконструкциях? Ну можно, например, посмотреть на недавно отремонтированные улицы.

Все слова о заботе об инвалидах, произносимые с высоких трибун, нивелируются таким отношением к исполнению этих норм. Даже после того, как обращаешь внимание заказчика на большой перепад высот, ничего не происходит. Примерно год назад после прогулки по улице Вершинина, где как раз закончили «благоустройство», я написал в управление дорожной деятельности с просьбой исправить нарушения. На что получил ответ, что в следующем году за счет подрядчика все будет переделано. Строительный сезон подходит к концу, ничего не изменилось.

И пока так будет продолжаться, никакой безбарьерной среды в Томске не появится. Про инвалидов часто говорят, что это не люди с ограниченными возможностями, а люди с дополнительными потребностями. И было бы здорово, если вместо того, чтобы продолжать ограничивать возможности, начали бы работать над удовлетворением потребностей.

Научный руководитель Центра дорожной информации РАДАР Якимов Михаил Ростиславович прокомментировал новость:

Во время пребывания в городе Томске в процессе работы по совершенствованию маршрутной сети города, я спросил у одного из перевозчиков, почему перевозчики приобретают только автобусы марки ПАЗ и если у Вас в городе автобусы только марки ПАЗ, как у вас в городе будут передвигаться инвалиды? На что перевозчик почти мгновенно ответил: «А у нас инвалиды не ездят в автобусе». И в общем-то не трудно догадаться, почему в Томске инвалиды-колясочники не ездят в автобусах -потому что они не могут туда попасть. Автобус марки ПАЗ не предназначен для перевозки инвалидов-колясочников. И это не значит, что в таком большом городе как Томск не существует инвалидов-колясочников, просто транспортная инфраструктура для них абсолютно недоступна.