Программное обеспечение Агентства РАДАР для формирования сценариев развития транспортных систем рассмотрено на экспертном совете Минтранса России
6 октября, 2023 admin 0
Во вторник 3 октября 2023 года в Министерстве транспорта Российской Федерации по адресу г. Москва, ул. Рождественка, д. 1, стр. 1 состоялось очередное заседание экспертного совета Минтранса России по мониторингу и оценке качества разработки документов транспортного планирования субъектов Российской Федерации. Заседание проходило под председательством заместителя председателя Экспертного совета, заместителя директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации Луговенко В.В.
Отдельным вопросом на заседание было вынесено представление нового программного обеспечения математического моделирования транспортных потоков отечественного производства. С докладом по этой теме выступил член экспертного совета, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта, доктор технических наук Якимов Михаил Ростиславович, который рассказал о программном комплексе для создания и решения оптимизационных транспортных моделей под названием STSDsysR (Scenario of transport system development). Программный комплекс разработан в 2017 году (свидетельство о регистрации от 24.04.2017), а также внесен в Реестр российского программного обеспечения (реестровая запись №11515 от 20.09.2021).
Программный комплекс STSDsysR относится к программному обеспечению для создания и решения оптимизационных транспортных моделей, а модели, разработанные в этом программном комплексе, являются предпрогнозными транспортными моделями. Предпрогнозные транспортные модели позволяют выработать оптимальные сценарии развития транспортной системы с точки зрения максимального удовлетворения транспортных потребностей людей при неухудшении существующих параметров качества жизни на территории.
Программный комплекс реализует алгоритм построения и решения задачи линейного математического программирования, в котором в качестве целевой функции выступает время реализации транспортных корреспонденций всеми участниками дорожного движения всеми способами передвижения и видами транспорта. В качестве ограничений выступают параметры объемов выбросов загрязняющих веществ, минимизация шумового загрязнения, минимизация рисков дорожно-транспортных происшествий для всех участников дорожного движения и минимизация площади улично-дорожной сети, занятой под транспортную инфраструктуру. Программный комплекс создан по результатам алгоритма, разработанного в качестве докторской диссертация Якимова Михаила Ростиславовича на тему: «Научная методология формирования эффективной транспортной системы крупного города», защищенная по специальности 05.22.01 – «Транспортные и транспортно-технологические системы страны, её регионов и городов, организация производства на транспорте» в 2012-м году.
Программный комплекс разработан пермской компанией ООО «Агентство дорожной информации РАДАР» с участием специалистов Пермского национального исследовательского политехнического университета, а также специалистов компании PTV AG. Программный комплекс содержит в себе несколько расчётных модулей, позволяющих определить транспортную зависимость территории, рассчитать шумовое воздействие на окружающую среду, загрязнение воздуха, а также риски дорожно-транспортных происшествий.
Программа реализует симплекс-метод решения прямой и двойственной задачи оптимального распределения транспортного спроса по территории города. Программный комплекс взаимодействует с открытыми источниками и базами данными, такими как параметры улично-дорожной сети и матрицы корреспонденций, а также используют COM-интерфейс API для связи с моделями, разработанными в программном комплексе PTV Vision VISUM.
В результате работы программы и расчета решения двойственной задачи оптимального распределения транспортного спроса по территории города транспортному инженеру предлагаются наилучшие варианты развития инфраструктуры индивидуального транспорта, а также транспорта общего пользования на различных городских территориях, что позволяет сформировать оптимальные сценарии развития транспортной инфраструктуры для последующего формирования программы комплексного развития транспортной инфраструктуры в городах, городских агломерациях и регионах.