Чиновникам, перевозчикам и пассажирам…

26 февраля, 2011 admin 0

К вопросу о целях и принципах организации транспортного обслуживания населения.

Базовый вопрос, который требует уточнения – кто потребитель услуги?
Потребителем услуги являются все жители города (территории) где это транспортное обслуживание организуется. Именно все жители, а не только пассажиры пассажирского транспорта общего пользования.

Второй вопрос – В чем заключается услуга?
Услуги на самом деле две:
1. Услуга по перевозке пассажира пассажирским транспортом.
2. Услуга по предоставлению гарантии того, что первая услуга будет предоставлена.
Иными словами: Кроме того, что бы просто доехать до места, уже сев в автобус, людям важно иметь гарантии того, что автобус придет на остановку. Потребители первой услуги называются – пассажиры. Потребителями второй услуги – являются все жители.
Если даже дословно процитировать 131 Федеральный закон, то там так и записано в отношении органов власти городов: «создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа».
Т.е. услуги – объективно две.

Третий вопрос – Кто предоставляет услуги?
Первую услугу предоставляет перевозчик.
Вторую услугу предоставляет – организатор перевозок. Согласно 131 – ФЗ это муниципалитет.

Четвертый вопрос – кто платит?
За первую услугу – платит пассажир.
За вторую услугу платят все жители, осуществляю свои налоговое платежи в бюджет.
Все логично – кто потребляет, тот и платит.

Пятый вопрос – кто отвечает?
За предоставление первой услуги отвечает перевозчик. Как, кстати и за предоставление любой другой услуги отвечает тот кто эту услугу предоставляет. И тут действуют масса законов, защищающих права потребителей услуги и обеспечивающие законодательно безопасность во время предоставления услуги.
За предоставление второй услуги – отвечает муниципалитет. Орган администрации муниципального образования уполномоченный в области содержания и строительства автомобильных дорог, организации транспортного обслуживания населения.

Анализируя развитие рынка пассажирских перевозок и организации этого процесса в крупных российских городах становится очевидно – не существует проблем с предоставлением первой услуги. Есть спрос, соответственно появляется и предложение. Все функционирует по понятным и надежным законам рынка. А вот с предоставлением второй услуги (гарантий) существуют явные проблемы. И как во многом другом – это проблемы прежде всего экономического характера. Перевозчик не только не хочет, но и не может предоставить всем жителям гарантий. У него банально нет на это средств. Что бы такие гарантии предоставить всем жителям города, нужно иметь и бюджет сопоставимый с бюджетом города. Но у перевозчика таких возможностей нет. Но нет таких возможностей и у муниципалитетов. Нет муниципальных атотранспортных предприятий. А держать в резерве сотню другую автобусов для затыкания дыр в соблюдении графиков нерадивыми перевозчиками – накладно для бюджета.
Задача построения современной системы транспортного обслуживания населения как раз и заключается в стимулировании перевозчиков брать на себя предоставление не только первой, но и второй услуги. И за предоставление второй – сообщество готово платить бюджетные деньги. Подобный пакет, состоящий из двух услуг одновременно должна предоставлять некая управляющая компания, причем крупная компания, которая с одной стороны возьмет на себя все взаимоотношения с перевозчиками, а с другой стороны предоставит все гарантии, в том числе и финансовые для всех жителей города.

Якимов Михаил Ростиславович