Автомобиль и экология в Перми

Ноябрь 19, 2007 Главный редактор 0

Высокие темпы автомобилизации ведут к резкому осложнению дорожной обстановки. Одной из существенных причин ухудшения транспортной ситуации в городах является сложившаяся диспропорция между темпами развития улично-дорожной сети и темпами роста количества автотранспорта, которая приводит к ухудшению условий движения, заторам, росту задержек, увеличению расхода топлива. Для крупных Российских городов, в том числе и для Перми, такая ситуация становится типичной. Жалобы на состояние воздуха в Перми стали почти привычными. – «Ничего не поделаешь – промышленный город», – вздыхают многие. На самом деле вина не только за крупными предприятиями. – «Главные поставщики большинства выбросов в атмосферу – наши с вами личные автомобили», – поясняет Александра Вертгейм, начальник информационно-аналитического центра территориальной системы экологического мониторинга. – «На их долю приходится около 73,3% выбросов».
По самым приблизительным подсчетам автомобильный парк крупного российского города с миллионным населением и уровнем автомобилизации на уровне 200 авт. на 1 тыс. жителей, коим является г. Пермь, потребляет в сутки около 600 тонн автомобильного топлива. При соединении топлива с атмосферным воздухов в камере сгорания ДВС автомобиля образующаяся масса отработавших газов для всего парка транспортных средств будет равна: 6,75 тыс. тонн в сутки для бензиновых автомобилей, 8,7 тыс. тонн в сутки для дизельных автомобилей.
Итого, суммарное количество отработавших газов всего парка транспортных средств г. Перми за сутки составляет 15,45 тыс. тонн.
Действительно, более всего к тяжелому экологическому положению причастны именно наши автомобили, по чьей вине большая часть выхлопов происходит в центре города. А вечные пробки только усугубляют ситуацию, ведь машина, стоящая в пробке с включенным двигателем, дает наибольшее количество выбросов. Как бы ни было грустно констатировать, по итогам 2006 года самыми загрязненными специалисты объявили Мотовилихинский, Индустриальный, Свердловский и Кировский районы. Лишь Орджоникидзовский более менее приближен к стандарту экологически чистых, однако и его показатели превышают норму.
СПРАВКА (данные «Комсомольской Правды»)
Количество случаев общей заболеваемости (на 1000 человек) в городе Перми.

Годы 2002 2003 2004 2005 2006
Дети 2146,6 2182,0 2273,0 2888,9 2897,0
Взрослые 1683,0 1565,5 1612,0 1951,8 1955,5

Цифра дня:
90 854 тонны – такова масса выбросов в атмосферу Перми от автотранспорта.
В предыдущем году она была на 9146 тонн меньше.
Только на территории Перми зарегистрировано 184 388 автомобилей, и их количество с каждым днем увеличивается.
Управление по охране окружающей среды Пермского края озабочено проблемой, и,осознавая значительный вред, ежедневно наносимый пермякам, работает на улучшение экологической ситуации в городе.
Вот некоторые из работ, проведенные в сентябре 2007 года:
1. Производство наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха: отбор проб воздуха, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра, давления, определение содержания в пробе загрязняющих веществ в соответствии с программами ПНЗ в городах Пермь, Березники, Соликамск, Губаха, Лысьва, Краснокамск, Чайковский.
В г. Перми отбор проб атмосферного воздуха проводится по 26 загрязняющим веществам на 7 стационарных постах наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, в 6-ти районах города (Свердловский, Мотовилихинский, Ленинский, Орджоникидзевский, Индустриальный, Кировский).
2. Комплексный мониторинг загрязнения окружающей среды на территории, подверженной вредному воздействию разработок нефтяных месторождений.
3. Производство наблюдений за состоянием загрязнения водных объектов в зонах экологического неблагополучия.
Наиболее реальный путь решения проблемы загрязнения атмосферного воздуха – это модернизация автотранспорта, его регулярное техническое обслуживание, внедрение инновационных технологий, повышающих экологичность двигателей. Уже долгое время иностранные и отечественные машины выпускаются с выхлопными нейтрализаторами, которые в сотни раз сокращают загрязнения. Конечно, на объём выбросов влияет ещё количество дорог на одну машину и организация движения. Но главная причина – автомобиль. Тем более, что автомобильный парк России чрезмерно изношен – по некоторым данным на 60-70%.
Автомобильный парк США является сегодня крупнейшим в мире поставщиком углекислого газа и вредных выхлопов в атмосферу планеты. По объемам он превышает суммарный выброс всех остальных автомобилей планеты за вычетом всего лишь четырех стран – Китая, России, Индии и Японии.

По данным Американского совета по рациональному использованию энергии (ACEEE) первые строчки в списке самых “чистых” машин заняли в 2004 году автомобили с газовыми и гибридными двигателями.
Учитывались три главных критерия: количество потребляемого топлива, количество вырабатываемых при работе двигателя выхлопных газов и их “качество” – наличие в выхлопе веществ, способствующих разрушению озонового слоя Земли и развитию глобального потепления. В теории наивысшую оценку – 100 баллов в рейтинге получает автомобиль, абсолютно безопасный для окружающей среды. Однако таковых среди серийных автомобилей экспертам совета обнаружить не удалось.

Таблица 1. Самые экологичные автомобили по версии РБК
N Автомобиль
1 Toyota Prius
2 Fiat Punto 1.2 Bipower
3 Fiat Panda 1.2 Bipower
4 Daihatsu Cuore
5 Citroen C3 1.4i GNV
Источник: РБК

Таблица 2. Самые экологичные автомобили по версии Forbes

N Автомобиль Минимальная стоимость в США ($)
1 Honda Civic Hybrid 22600
2 Toyota Prius 22175
3 Toyota Camry Hybrid 26200
4 Ford Escape Hybrid 25740
5 Ford Focus 13995
6 Honda Accord Hybrid 31090
7 Hyundai Elantra 13395
8 Kia Spectra 13495
9 Mazda3 14490
10 Mercury Mariner Hybrid 26430
11 Nissan Altima 19800
12 Saturn Ion 12890

Источник: Forbes

Поделиться