В Симферополе завершена разработка проекта оптимизации маршрутной сети городского автомобильного и электрического транспорта общего пользования

18 января, 2018 admin 0

Летом 2017 года специалисты ООО «Агентство дорожной информации РАДАР» начали выполнение научно-исследовательской работы по теме «Разработка проекта оптимизации маршрутной сети городского автомобильного и электрического транспорта общего пользования муниципального образования городской округ Симферополь»
Работа состояла из 4 этапов:
— Этап 1. Сбор исходных данных для определения качества и эффективности транспортного обслуживания населения на пассажирском транспорте общего пользования.
— Этап 2. Разработка отраслевых нормативов качества транспортного обслуживания населения по регулярным муниципальным маршрутам транспорта общего пользования г. Симферополь.
— Этап 3. Оценка качества и эффективности транспортного обслуживания населения г. Симферополь. Анализ состояния системы пассажирского транспорта общего пользования в городе Симферополь и перспектив ее функционирования на период 2018-2023 гг.
— Этап 4. Разработка транспортной модели городского округа Симферополь.
В июле 2017 года на территории города Симферополя специалистами ООО «Агентство дорожной информации РАДАР» было проведено обследование  пассажиропотока на маршрутах городского пассажирского транспорта общего пользования г. Симферополя. Кроме того, было проведено анкетирование жителей города Симферополя об их транспортных привычках с целью уточнения корреспонденций и выявления транспортных проблем.
Целью выполнения работ был сбор исходных данных для определения качества и эффективности транспортного обслуживания населения на пассажирском транспорте общего пользования.
В результате 1 этапа работ были решены следующие задачи:

  • Организация и проведение обследований транспортных потребностей населения в поездках на пассажирском транспорте общего пользования.
  • Разработка методики, организация и проведение анкетных обследований транспортных потребностей населения г. Симферополя с целью уточнения корреспонденций и выявления проблем транспортного обслуживания населения в городе.
  • Сбор и обработка первичных данных, формирование компьютерных баз данных.
  • Расчет матрицы корреспонденции на городском пассажирском транспорте общего пользования.

Картограмма пассажиропотоков на маршруте Автобус 13, пасс./сутки
Картограмма пассажиропотоков на маршруте Автобус 13, пасс./сутки

Результаты опроса жителей г. Симферополя о проблемах транспортного обслуживания населения в городе
Результаты опроса жителей г. Симферополя о проблемах транспортного обслуживания населения в городе

В результате проведенного обследования пассажирских потоков  рассчитана матрица корреспонденций городского пассажирского транспорта общего пользования. После проведения анкетирования жителей г. Симферополя матрица корреспонденций была уточнена.
Расчет матрицы корреспонденций на ГПТОП г. Симферополя проведен на транспортной модели г. Симферополя в программном комплексе PTV Vision® VISUM. Фрагмент полученной в результате расчета матрицы корреспонденций на ГПТОП г. Симферополя представлен на рисунке.
Фрагмент рассчитанной матрицы корреспонденций на ГПТОП г. Симферополя
Фрагмент рассчитанной матрицы корреспонденций на ГПТОП г. Симферополя

Целью 2 этапа выполнения работ была разработка отраслевых нормативов качества транспортного обслуживания населения по регулярным муниципальным маршрутам транспорта общего пользования города Симферополя.
В результате выполнения 2 этапа работ были решены следующие задачи:

  • Разработка номенклатуры основных показателей (параметров) качества транспортного обслуживания населения городским пассажирским транспортом общего пользования.
  • Методы сбора, измерения, расчета и контроля показателей (параметров) качества транспортного обслуживания населения на городском пассажирском транспорте общего пользования.
  • Разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию нормативного регулирования качества транспортного обслуживания населения по регулярным муниципальным маршрутам транспорта общего пользования г. Симферополя на основе нормативов качества.

Целью выполнения 3 этапа работ была оценка качества и эффективности транспортного обслуживания населения г. Симферополя. Анализ состояния системы пассажирского транспорта общего пользования в городе Симферополе и перспектив ее функционирования на период 2018-2023 гг.
В результате выполнения 3 этапа работ решены следующие задачи:

  • Анализ распределения пассажиропотока между транспортом общего пользования и индивидуальным транспортом.
  • Выявление транспортно-пересадочных узлов и их характеристика.
  • Анализ состояния системы пассажирского транспорта общего пользования (виды транспорта, количество маршрутов, эксплуатируемые транспортные средства, объекты транспортной инфраструктуры, основные количественные и качественные показатели системы пассажирского транспорта и др.).
  • Функциональная характеристика существующей маршрутной сети. Оценка дублирования маршрутной сети.
  • Выявление участков маршрутной сети пассажирского транспорта общего пользования и элементов транспортного обслуживания, требующих первоочередных улучшений качества.
  • Анализ недостатков объектов инфраструктуры пассажирского транспорта общего пользования.
  • Анализ существующей тарифной политики на городском пассажирском транспорте общего пользования г. Симферополя.
  • Расчет объемов транспортной работы и доходов в разрезе маршрутов существующей маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования.
  • Анализ качества обслуживания населения городским пассажирским транспортом общего пользования в г. Симферополе.
  • Прогноз развития системы пассажирского транспорта общего пользования города Симферополя на перспективу до 2023 года.
  • Оценка спроса населения на поездки транспортом общего пользования на перспективу до 2023 гг., прогноз изменения структуры спроса.
  • Оценка перспектив развития видов транспорта и оценка их доли в перевозке пассажиров на перспективу до 2023 гг.
  • Прогноз структуры и численности автомобильного парка, парка электротранспорта, относящихся к пассажирскому транспорту общего пользования по виду топлива (энергии), экологическому классу на перспективу до 2023 года.

Транспортно-пересадочные узлы в системе ГПТОП г. Симферополя
Транспортно-пересадочные узлы в системе ГПТОП г. Симферополя

Дислокация остановочных пунктов ГПТОП на территории г. Симферополя
Дислокация остановочных пунктов ГПТОП на территории г. Симферополя

Картограмма дублирования автобусной и троллейбусной маршрутных сетей
Картограмма дублирования автобусной и троллейбусной маршрутных сетей

Картограмма дублирования маршрутов ГПТПОП г. Симферополя
Картограмма дублирования маршрутов ГПТОП г. Симферополя

Картограмма 500-метровой доступности остановок ГПТОП г. Симферополя
Картограмма 500-метровой доступности остановок ГПТОП г. Симферополя

Интенсивности движения подвижного состава ГПТОП
Интенсивности движения подвижного состава ГПТОП

Остановочные пункты ГПТОП, на которых наблюдается наибольший пассажирооборот
Остановочные пункты ГПТОП, на которых наблюдается наибольший пассажирооборот

Целью выполнения 4 этапа работ было формирование новой маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования города Симферополя.
В результате выполнения заключительного, 4 этапа выполнения работ были решены следующие задачи:

  • Разработка и согласование с Заказчиком принципов формирования новой маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования города Симферополя.
  • Разработка принципов создания, отмены и изменения параметров маршрутов городского пассажирского транспорта общего пользования.
  • Формирование вариантов новой (рациональной) маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования г. Симферополь, рассчитанных на базе компьютерной транспортной модели с применением нормативов (параметров) качества транспортного обслуживания населения г. Симферополь.
  • Выбор нового (рационального) варианта маршрутной сети. Разработка критериев определения рационального варианта маршрутной сети. Социально-экономическое обоснование выбранного варианта.
  • Расчет основных технико-эксплуатационные показатели маршрутной сети.
  • Разработка предложений (с экономическим обоснованием) по отнесению муниципальных маршрутов регулярных перевозок г. Симферополь к маршрутам с регулируемыми тарифами и маршрутам с нерегулируемым тарифом.
  • Расчет базового тарифа при условии окупаемости маршрутной сети, разработанной на основе нормативов (параметров) качества.
  • Расчет уровня бюджетных субсидий в случае снижения тарифов до социально приемлемого уровня и обеспечением льгот для отдельных категорий пассажиров.
  • Расчет возможных затрат, связанных с введением новой маршрутной сети (разработка и размещение информации в СМИ. транспортных средствах, на остановочных пунктах, замена аншлагов на остановочных пунктах и др.).

В результате выполнения указанной работы, специалистами ООО «Агентство дорожной информации РАДАР» было предложено 2 варианта оптимизации маршрутной сети города Симферополя.
Вариант 1 оптимизации маршрутной сети ГПТОП г. Симферополь является приближенным к существующей маршрутной сети г. Симферополь, а также схеме и системам управления и финансирования городского пассажирского транспорта в г. Симферополь.
В ходе разработки варианта 1 оптимизации маршрутной сети ГПТОП г. Симферополь было устранено чрезмерное дублирования маршрутов, прежде всего, троллейбусных маршрутов автобусными.
Вариант 2 оптимизации маршрутной сети ГПТОП г. Симферополь разработан с учетом минимизации объемов транспортной работы и себестоимости 1 километра пробега и обеспечения максимально возможной доходности. Такие параметры возможны только при максимально эффективном использовании провозной способности подвижного состава и построении иерархической маршрутной сети, включающей магистральные и подвозящие маршруты. Такой подход соответствует положениям Стратегии социально экономического развития г. Симферополь.
К реализации рекомендуется Вариант 1 оптимизации маршрутной сети, т.к. он имеет лучшее значение среднего времени реализации транспортных корреспонденций на городском пассажирском транспорте общего пользования, меньший тариф на перевозку одного пассажира и меньший объем субсидий из бюджета, чем Вариант 2.

Рис. 2. Трассировка маршрута автобуса 2 для варианта 1 оптимизации маршрутной сети
Рис. 2. Трассировка маршрута автобуса 2 для варианта 1 оптимизации маршрутной сети