Получение водительского удостоверения в г. Перми "глазами" инспектора, инструктора, курсанта

13 декабря, 2013 admin 1

Сетевое издание «Центр дорожной информации» освещало множество событий из транспортной жизни нашего города: от проведения натурных обследований пассажиропотоков до создания транспортных моделей городов. Но ни разу не затронуло такую важную тему, как получение водительского удостоверения и сдачу экзаменов в ГИБДД.

Как оказалось, эта тема очень актуальна для нашего города. Пообщавшись с читателями и коллегами сетевого издания, мы пришли к выводу о том, что на сегодняшний день не так то просто получить заветную розовую карточку, сесть за руль автомобиля и наслаждаться комфортом, забыв об утренней «толкучке» в автобусах и трамваях.

Прежде, чем приступить к сдаче экзамена в ГИБДД, курсанту необходимо пройти обучение в автошколе, которое подразумевает получение первоначальных навыков вождения, а так же изучение Правил дорожного движения. Обучение в автошколе – дело важное, нужное и при этом не дешевое.

Согласно примерной программе подготовки водителей транспортных средств, категории «В», кандидат в водители должен пройти 106-ти часовой курс теоретического обучения и 50-ти часовой курс практического. Средняя стоимость «базового» курса обучения в пермских автошколах составляет около 15000 рублей. Но никто не застрахован от того, что 50 часов практических занятий новичку будет не достаточно для того, чтобы успешно сдать экзамен в ГИБДД. Возможно, придется много работать самостоятельно, занимаясь дополнительно, естественно, за деньги. Кроме того стоит учесть расходы на оплату государственной пошлины в ГИБДД (800 р.), а так же на прохождение медицинской комиссии (около 500 р).

Всё бы хорошо, если бы заплатив 16000 – 17000 рублей новоиспеченный водитель получал все необходимые знания и навыки и водительское удостоверение. Но по официальной статистике, публикуемой в СМИ и на сайте ГИБДД, далеко не каждый водитель может «похвастаться» сдачей экзамена с первого раза.

На первый взгляд, это нормально: новичкам сложно «освоиться» на дороге. Но, многие из читателей сетевого издания жалуются на то, что получить «права» в нашем городе просто не реально: огромные очереди на пересдачу и «придирчивые» инспекторы просто не позволяют этого сделать.

Сетевое издание «Центр дорожной информации», дабы развеять слухи, отправилось, непосредственно на площадку, где экзаменуют кандидатов в водители.

Первыми, с кем удалось поговорить, стали курсанты, пришедшие на пересдачу в ГИБДД. Елизавета и Ксения – пришли для того, чтобы попытаться в очередной раз сдать экзамен на получение водительского удостоверения, а Елена пришла их поддержать. Елена уже имеет водительское удостоверение.

Ожидание экзамена кандидатов в водители:

Прохождение экзамена на площадке в ГИБДД:

-Мария: Здравствуйте, Елизавета! Скажите, пожалуйста, какой по счету раз на сегодняшний день Вы пытаетесь сдать экзамен?

-Елизавета: Здравствуйте! Теоретическую часть мне удалось сдать с первого раза, а площадку – лишь со второго. Часть практического экзамена в городе, сегодня я так же буду пытаться сдать второй раз.

-Мария: Какие ошибки Вы допустили в прошлый раз?

— Елизавета: На площадке с первого раза мне не удалось выполнить упражнение «Эстакада»

— Мария: Почему Вы не смогли его выполнить? Волновались?

— Елизавета: Нет. В Автошколе меня не научили его выполнять.

— Мария: что же Вы предприняли? Вы занимались дополнительно?

— Елизавета: Да, я взяла дополнительные уроки и через некоторое время повторила попытку сдать экзамен на площадке. На второй раз она увенчалась успехом.

— Мария: А какие ошибки у Вас возникли при сдаче второй части практического экзамена, в городе?

— Елизавета: Я не показала направление своего движения «поворотником».

— Мария: А после этой неудачной попытки сдать экзамен Вы занимались дополнительно?

— Елизавета: Да, я практиковалась с инструктором, сегодня буду пробовать сдать снова.

— Мария: Елизавета, а как долго Вы ждете своей очереди для сдачи экзамена?

— Елизавета: Сегодня очередь движется на удивление быстро. А обычно приходится очень долго ждать. В прошлый раз в 4 часа вечера сдавала, а ждала – с утра

— Мария: А почему такие большие очереди?

— Елизавета: Я думаю, что из-за маленького числа инспекторов. В прошлые разы, когда я приходила на экзамен, было всего 3 инспектора. На все машины. Этого количества не достаточно на всех курсантов, так как машин от автошкол – около 15, на каждую машину очередь человек по 20.

— Мария: Может быть, это связано с тем, что сегодня суббота?

— Елизавета: На мой взгляд, нет. В будни ситуация аналогична.

— Мария: Такое большое количество курсантов сдают экзамен впервые, от автошкол? Или эти люди как и Вы, пришли на пересдачу?

— Елизавета: Нет, не обязательно. Многие люди пришли на пересдачу. В этом случае, они сами должны найти машину, на которой будут сдавать экзамен. Поэтому здесь много «частников», которые предоставляют свой автомобиль для сдачи практического экзамена.

— Мария: А «частники» – они тоже из автошкол? или что это за автомобили?

— Елизавета: Необязательно. Некоторые люди просто регистрируют автомобиль в МРЭО ГИБДД, оставляют заявку и вместе с инспектором принимают практическую часть экзамена в городе. Для того, чтобы зарегистрировать машину, как учебную, нужно поставить вторые педали и пройти соответствующее обучение.

На сколько я знаю, есть инструкторы, которые и обучают вождению, и выходят со своими курсантами на экзамен. Обычно это инструкторы из автошкол. А есть инструкторы, которые специализируются лишь на приеме экзамена в городе.

-Мария: скажите, а пересдача экзамена платная?

-Елизавета: да, за каждую пересдачу мы вынуждены платить 500 р. владельцу автомобиля, предоставляемого для сдачи экзамена

-Мария: а как происходит оплата?

-Елизавета: когда курсанты приходят на экзамен, они записываются в очередь на машину. Пока он ждет своей очереди, необходимо заполнить заявление о предоставлении автомобиля и заплатить инструктору 500 р. Если же человек идет сдавать экзамен от автошколы, то он платит деньги в автошколу, и за него заполняют документы работники.

-Мария: а есть ли возможность пересдать экзамен бесплатно?

-Елизавета: нет! Кто же из водителей захочет работать бесплатно? Владелец учебной машины предоставляет её курсанту во временное пользование для сдачи экзамена. За это берет определенную плату.

— Мария: Всё ли Вас устраивает в системе сдачи экзамена в ГИБДД?

— Елизавета: нет!!! Очень долго приходится ждать своей очереди, так как принимают экзамен всего 3 инспектора.

— Мария: Сколько времени Вы тратите на экзамен?

— Елизавета, Елена: Если получается ехать хорошо, то 7-10 минут, а если инспектор видит, что человек волнуется, едет не уверенно, то около 20 мин.

-Ксения: А у меня было наоборот. Я не сдала сразу же. Малейшая неточность – и я вышла из машины с отметкой «не сдал». И ещё инспектора «валят» на экзамене. Это видно!

— Мария: Что значит «Валят»? Вы не сдали не по своей вине?

-Ксения: Я считаю, нет. У меня при сдаче экзамена произошла следующая ситуация: я на ул. Пушкарская подъезжала к пешеходному переходу, на нем никого не было. И вдруг, внезапно, на переход вылетает женщина. Я применила экстренное торможение. Успела, затормозила вовремя. А «выпрыгнувшая» на переход женщина развернулась, и ушла с пешеходного перехода. Эта ситуация очень странная. На мой взгляд, пешеход был подставным лицом. Когда женщина ушла, я поехала дальше, но инспектор мне поставил отметку «не сдал», так как я не пропустила пешехода. Я проехала буквально 200 м.

— Мария: А сколько раз Вы сдавали экзамен?

-Ксения: Город сдавала один раз. Сегодня будет вторая попытка.

— Мария: А Ваши друзья и знакомые сдают так же как и Вы, по нескольку раз? Или получалось сдать как-то иначе?

-Ксения, Елена: Да, в основном так же. Есть, конечно, те, кто сдавал с первого раза, но их мало. Кто-то долго сдает теорию, а практику легко и быстро, кто-то наоборот.

— Мария: То есть, на Ваш взгляд, всё-таки успешность сдачи экзамена зависит от знания Правил дорожного движения и навыков вождения?

-Елена: Да. И ещё от настроения инспектора. Всё-таки, человеческий фактор никто не отменял.

-Мария: Девушки, большое спасибо за ответы! Желаю Вам удачи!

А вот так выглядят экзаменационные листы кандидатов в водители:


Далее, сетевое издание «Центр дорожной информации» обсудило непосредственно, с инструктором ситуацию со сдачей экзамена в ГИБДД. Мы обратились к Юлии Юрьевне, инструктору из автошколы «Престиж». В момент интервью она как раз ожидала инспектора, чтобы вместе со своими курсантами приступить к сдаче практической части экзамена в городе.

Учебные автомобили в ожидании инспектора:

-Мария: Здравствуйте, Юлия Юрьевна! Скажите, пожалуйста, многие ли из Ваших курсантов сдают практическую часть экзамена в городе с 1 раза?

-Юлия Юрьевна: не очень.

-Мария: как Вы считаете, почему низкий процент сдачи этой части экзамена?

-Юлия Юрьевна: потому что курсанты не внимательны и не собраны.

-Мария: есть ли какая то статистика успешности сдачи экзаменов в Вашей автошколе?

-Юлия Юрьевна: всё зависит от человека. От того, как человек готовится, и как он едет. Если человек выезжает на красный сигнал светофора, понятно, что это не сдача. Если едет между полос – тоже.

-Мария: а люди занимаются с Вами дополнительно? Если, например, первый раз не сдали, делают ли курсанты «работу над ошибками»?

-Юлия Юрьевна: я советую ходить. Но некоторые люди просто ходят в ГИБДД, и, надеясь на чудо, пытаются снова сдать. Но так не бывает. 7 дней между пересдачами дается как раз для того, чтобы подготовиться к экзамену. И низкий процент сдачи экзамена со 2, 3, 5, 10 раза связан с тем, что курсанты не занимаются.

У курсантов есть возможность взять машину, позаниматься, собраться, и проехать на экзамене правильно. Все нюансы объяснены. Остается только смотреть на светофор, пропускать пешеходов и показывать «поворотники».

-Мария: курсанты жалуются на большие очереди в ГИБДД. Особенно по субботам. А почему они такие большие?

-Юлия Юрьевна: не правда! Очереди не особо большие.

-Мария: Сколько инспекторов принимают экзамен?

-Юлия Юрьевна: по-разному. В субботу обычно по 2-3. Но, на мой взгляд, этого достаточно.

-Мария: А пересдача экзамена для курсанта платная?

-Юлия Юрьевна: Конечно!

-Мария: а как оплачивается пересдача? в автошколе или лично Вам?

-Юлия Юрьевна: когда как. Если они заранее приходят в автошколу, то оставляют заявку там, оплачивают пересдачу, и приходят в нужный день на площадку. Если же, курсант не смог подойти в автошколу, он может, непосредственно, подойти ко мне на площадку, заполнить заявление, заплатить деньги и сдавать экзамен.

.Я трачу свое время, трачу бензин, и машина тоже моя. И, естественно, тратить свое время бесплатно, я не хочу.

-Мария: а есть ли возможность у курсантов пересдать экзамен бесплатно?

-Юлия Юрьевна: да, на площадке стоят 2 автомобиля ГИБДД (1 – для лиц, прописанных в г. Перми, 1 – для лиц, прописанных в Пермском крае). Но что нужно для сдачи экзамена на этих автомобилях я не знаю. С этим вопросом лучше обратиться в ГИБДД.

-Мария: Большое спасибо!

Для получения экспертных комментариев, сетевое издание «Центр дорожной информации» обратилось к и. о. начальника экзаменационного отдела ГИБДД по г. Перми, майору Шестопалову Александру Васильевичу. Александр Васильевич не так давно занимает этот пост. Ранее он лично принимал практическую часть экзамена в городе. Поэтому не понаслышке может рассказать о проблемах будущих водителей.


-Мария: Здравствуйте, Александр Васильевич! Удалось поговорить с курсантами и инструкторами из автошкол. Очень мало людей сдают экзамены с первого раза. Особенно это касается второй части практического экзамена. С чем, на Ваш взгляд, это связано?

-Александр Васильевич: с тем, что на данный момент, инспектора «катают» курсантов минимум 20 минут. Это по методике. Раньше «катали» меньше, так как были другие требования. Сейчас требования стали жёстче.

-Мария: в связи с чем изменились требования к сдаче экзамена?

-Александр Васильевич: в связи с проведением Московской проверки. Она была зимой прошлого года. Нам сделали замечание, что экзамены принимаются слишком быстро и дано указание принимать экзамен не менее 20 минут.

-Мария: получается, за счет того, что экзамен стал длиться дольше, курсанты стали хуже его сдавать?

-Александр Васильевич: да, курсанты стали часто ошибаться. Кроме того, в автошколах курсант проходит обучение в объеме далеко не 50 часов, как положено, а меньше. В некоторых автошколах, курсантов обманывают: берут деньги за 50 часов, а «катают» меньше.

-Мария: зависит ли квалификация будущего водителя от той автошколы, которую он выбрал для обучения?

-Александр Васильевич: больше это зависит не от автошколы, а от инструктора. Если инструктору нужно, чтобы его курсант сдал экзамен, то он хорошо обучает. А если он работает только ради денег, то он просто «проводит время» в машине, ничему не уча курсанта.

-Мария: есть ли какая то статистика, какая часть курсантов сдала экзамен с 1/2/3 и т.д. раз?

-Александр Васильевич: да, есть официальный рейтинг автошкол. А если судить по личным результатам курсантов, то усредненный показатель сдачи экзамена – это 3-4 раз.

-Мария: среди опрошенных многие жалуются на очереди. Почему большая очередь на сдачу теории/практики, и что делается для изменения ситуации?

-Александр Васильевич: очередь зависит не от нас. Это зависит от автошкол. Какую группу они наберут, сколько курсантов они обучат и приведут на экзамен.

-Мария: а как насчет курсантов, которые приходят на пересдачу самостоятельно, не от автошколы?

-Александр Васильевич: об этих людях я и хотел сказать. Курсанты, не сдав экзамен с первого раза, снова идут в автошколу, просят предоставить им автомобиль для пересдачи. И в следующий раз от автошколы приходит новая группа, плюс некоторое количество «должников». Проблема в том, что некоторые автошколы не хотят или не могут предоставить автомобили своим курсантам, которые не сдали экзамен с первого раза. В этом случае, курсант обращается в другую автошколу с просьбой предоставить автомобиль для сдачи экзамена. Кроме того, у нас есть машины. Можно воспользоваться ими.

-Мария: а Ваши машины – бесплатные? И почему курсанты не информированы о том, что есть возможность пересдать экзамен бесплатно?

-Александр Васильевич: конечно, наши машины бесплатные. Почему курсанты о них не знают, я не могу сказать. Это никакой не секрет. На площадке стоят 2 наши машины: ВАЗ – 2115 и ВАЗ – 2105. Эти машины ежедневно стоят на площадке, в каждой из них есть инспектор, который принимает экзамен.

Автомобили ГИБДД, предназначенные для пересдачи экзамена:

Например, сегодня, два курсанта сдавали площадку на «пятерке», оба не сдали. На ней, конечно, тяжело сдавать экзамен. Курсанты уже привыкли к более современным, переднеприводным автомобилям.

-Мария: скажите, а что должен сделать человек, имеющий автомобиль, чтобы принимать на нем экзамен?

-Александр Васильевич: нужно установить дополнительные педали. Затем перерегистрировать автомобиль в МРЭО. Физическое лицо, имеющее учебный автомобиль не имеет права подавать заявку в ГИБДД. Поэтому между физическим лицом и автошколой, имеющей лицензию на свой вид деятельности, заключается договор, который регламентирует условия аренды учебного автомобиля у физического лица.

У нас нигде не регламентировано, что человек, пришедший на пересдачу экзамена должен искать машину. Это его выбор. Он может воспользоваться нашим автомобилем, а может прийти на площадку и договориться с любым инструктором из любой автошколы, предоставляющей автомобили для сдачи экзамена.

-Мария: курсанты сообщили, что каждая пересдача на машине инструктора платная. Это так?

-Александр Васильевич: на счет оплаты инструктору ничего не могу сказать. Они получают деньги за предоставление автомобиля. Сколько они берут денег и каким образом происходит оплата – мне не известно.

-Мария: сколько всего инспекторов принимают экзамен в городе?

-Александр Васильевич: _для примера расскажу о вчерашнем дне. Вчера было заявлено 7 автошкол. У одной школы было 10 машин (заявка этой автошколы была подана на 70 человек). Плюс к этому количеству – другие автошколы. Всего было более 20 автомобилей только на площадке. Кроме того заявились «повторники».

Инспекторов – 11 человек. Из них 3-4 человека принимают экзамен в городе._

-Мария: всего 3-4 человека? А получается ли принять экзамен у всех заявившихся на него в течение дня?

-Александр Васильевич: тяжело, но получается. Вчера удалось принять экзамен у 202 человек.

-Мария: есть ли возможность выделить для приема экзамена больше инспекторов, чтобы очереди были меньше? Курсанты жалуются, что ждут своей очереди не менее 2 часов.

-Александр Васильевич: сейчас штат расшили. Может быть, такая возможность и появится. По поводу ожидания очереди: инспектор сел в машину, в каждой машине – 3 курсантка. Каждый из них должен проехать минимум 20 мин. То есть час следующим курсантам в любом случае нужно ждать, когда приедет машина. А в среднем экзамен принимается на 10 машинах. То есть, 4 инспектора сели на 4 машины, час они «прокатались». Остальные курсанты ждут. Далее выбираются другие 4 машины – курсанты ждут ещё час. Так и получается. Пока никак не выйдет ждать своей очереди по 10-15 минут.

Если в каждую машину посадить по инспектору (например, 20 машин, 20 инспекторов), тогда время ожидания было бы около 20 минут. Но такого количества инспекторов у нас, к сожалению, нет. И отправить всех инспекторов, которые есть в штате принимать практический экзамен, тоже не представляется возможным.
Я бы советовал курсантам более серьезно подходить к вопросу обучения вождению. Когда они приходят на экзамен, они не могут выполнить элементарный поворот или разворот!

-Мария: а ведется ли какая-то работа с автошколами, чтобы повысить профессиональные навыки выходцев из автошкол?

-Александр Васильевич: раньше было предусмотрено, что наши инспекторы приезжали на открытие автошкол, всё проверяли, теперь эту меру отменили. Сейчас автошколы проверяются только Прокуратурой и Министерством образования. Они же выдают лицензию. Сейчас идут разговоры о том, чтобы снова ввести в правило проверку инспекторами экзаменационного отдела проверку автошкол: качество площадок, классов, квалификацию инструкторов. У многих автошкол на данный момент вообще нет площадок, на которых они учат курсантов. Обучение получается некачественным. Курсанты жалуются, что в автошколах теоретическая часть дается ещё более-менее, а вот практическая часть на очень низком уровне.

-Мария: сейчас согласно примерной программе подготовки водителей транспортных средств, категории «В», кандидат в водители должен пройти 106-ти часовой курс теоретического обучения и 50-ти часовой курс практического. Как Вы считаете, если кандидат в водители «откатал» все 50 практических часов, этого достаточно для успешной сдачи экзамена в ГИБДД?

-Александр Васильевич: конечно, нет! Для каждого человека норма своя. Если честно, то одному человеку сразу «дано» чувствовать машину. Он сел – и поехал. А некоторым можно заниматься бесконечно, и всё равно они где-нибудь, да допустят ошибку. Я не могу сказать сколько каждому человеку нужно заниматься. Это зависит от индивидуальных качеств.

-Мария: Большое спасибо, Александр Васильевич.

Как Вы смогли убедиться, получение водительского удостоверения – дело и вправду сложное. Сетевое издание «Центр дорожной информации» рекомендует будущим водителям со всей серьезностью и внимательностью подходить к выбору автошколы, инструктора и как можно больше практиковаться, прежде чем идти на экзамен в ГИБДД. Приобретенные теоретические и практические навыки в будущем не только помогут Вам сэкономить время при сдаче экзамена в ГИБДД, но и придадут уверенности на дороге, а, возможно, даже предотвратят возникновение ДТП с Вашим участием.