Минтранс России предлагает вернуться к единому уровню высшего образования для подготовки транспортных кадров

15 апреля, 2025 admin 0

Министерство транспорта Российской Федерации совместно с Ассоциацией вузов транспорта разработало предложения по включению в проект Стратегии развития образования до 2036 года нового подраздела — «Транспортное образование». Об этом сообщил заместитель Министра транспорта Константин Пашков в ходе заседания Пленума Федеральных учебно-методических объединений в системе высшего и среднего профессионального образования.

Разработка Стратегии ведётся по поручению Президента Российской Федерации. В работе задействовано свыше 650 экспертов.

Заместитель Министра транспорта Константин Пашков отметил:

«Стратегия задаёт вектор на обновление инженерных и технологических программ. Её цель — соответствие образования актуальным и перспективным направлениям технологического развития и научно-технологического лидерства. Минтранс принимает активное участие в разработке транспортного блока стратегии».

Ключевым элементом новой модели высшего образования, формируемой в рамках Стратегии, станет переход от системы бакалавриата к единому уровню высшего образования. Магистратура при этом будет рассматриваться как уровень углублённой специализации для лиц с практическим опытом. Также планируется обновление образовательных стандартов и перечня специальностей с учётом новой модели.

Среди задач транспортного образования: внедрение гибких образовательных программ, ориентированных на форсайт-аналитику, подготовка к «профессиям будущего», а также проектирование и сопровождение жизненного цикла образовательных программ в партнёрстве с бизнесом и отраслевыми структурами.

Комментарий эксперта

Михаил Якимов Генеральный директор Агентства дорожной информации РАДАР, доктор технических наук, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта, член Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта комментирует:

«Обратный переход к единому уровню высшего образования, на мой взгляд, обусловлен разрывом в понимании между поколениями специалистов. Большинство профессионалов, особенно на руководящих позициях в транспортной сфере, заканчивали специалитет вне рамок болонской системы. Им зачастую трудно оценить уровень подготовки выпускников бакалавриата и магистратуры.»

«Бакалавриат воспринимается как «неполное» высшее образование, а магистратура — как путь в науку или преподавание. Возникает вопрос: кто должен приходить в отрасль на инженерные должности?»

«Изначально переход к Болонской системе был связан с задачей интеграции в европейское образовательное пространство. Сейчас приоритет — развитие собственного кадрового потенциала. Возврат к подготовке специалистов логичен и обоснован.»

«Инженеры со специалитетом — это опора отрасли. Особую актуальность приобретают технические и конструкторские специальности в машиностроении, автомобилестроении, авиастроении, судостроении. Возрождение инженерной школы — один из ключей к технологическому суверенитету страны.»

Материал подготовлен Сетевым изданием «Центр дорожной информации»
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77–50434 от 04.07.2012
Подробнее: road.perm.ru