Обособленное движение общественного транспорта по ул. Ленина

31 марта, 2009 admin 6

Рассматривается вариант организации дорожного движения на ул. Ленина от Комсомольского пр. до ул. Парковая со следующими изменениями на улично-дорожной сети:

  • Обслуживание пассажиров трамваев производится на остановочных комплексах, расположенных в непосредственной близости от трамвайного полотна. Пассажиры трамваев переходят проезжую часть на пешеходных переходах, организованных вблизи регулируемых перекрестков.
  • Обслуживание пассажиров автобусов производится на остановочных комплексах организованных для пассажиров трамваев. Автобусные маршруты проходят по трамвайному полотну.

Таким образом, продолжительность времени остановки трамвая сокращается на время переходов пассажиров до трамвая. Также для безрельсовых транспортных средств сокращается время, которое они затрачивали для остановки.
Проектные предложения по организации дорожного движения на перекрестке ул. Ленина и ул. 25-го Октября наглядно представлены на рисунке 1.


Рис.1. Микромоделирование на перекрестке ул. Ленина и 25-го Октября.

Оценка эффективности производилась с помощью сравнительного анализа существующего варианта и проектных предложений по организации дорожного движения на ул. Ленина. Для различных участников дорожного движения использовались различные параметры оценки эффективности.
Напомним участников дорожного движения, учитываемых при проведении анализа:

  1. пассажиры-пешеходы, для которых целью является посадка или высадка из трамвая;
  2. пассажиры трамвая, которые передвигаются через рассматриваемую остановку транзитом;
  3. водитель и пассажиры, которые перемещаются на индивидуальном транспорте;
  4. пассажиры автобусов.

Определен эффект для каждого вида участников дорожного движения:

  • Пассажиры-пешеходы заинтересованы в благополучном и своевременном осуществлении посадки в транспортное средство (ТС) или высадки из него. То есть приближение остановочных пунктов к трамвайной полосе позволяет снизить риск возникновения ДТП, обусловленный периодическими передвижениями граждан на территории проезжей части по приходу трамвая. Данный параметр выражается в количестве пассажиров, подвергающихся опасности наезда на них транспортным средством вблизи остановочного пункта.
  • Для пассажиров трамвая снизится время ожидания посадки и высадки пассажиров; выражается в сек. Для определения этого параметра проведены натурные обследования на остановочных пунктах. Так, среднее время на посадку-высадку пассажиров на остановках с выделенной трамвайной полосой составляет 12.7 сек. Среднее время на посадку-высадку пассажиров на остановках с совмещенным движением трамваев и безрельсовых транспортных средств составляет 14.7 сек. Время задержки для пассажиров трамвая, таким образом, составляет 2 сек на каждого пассажира.
  • Для водителей и пассажиров индивидуального транспорта время на остановку снизится в зависимости от расположения остановочного комплекса.

Для западного направления движения легкового транспорта наблюдаются временные задержки из-за большой интенсивности движения в течение дневного времени суток от Комсомольского пр. до ул. Сибирская. Поэтому пассажиры, осуществляющие посадку-высадку на остановочном комплексе ЦУМ, не создают задержку для легкового транспорта, который движется в западном направлении. Задержки для индивидуального транспорта были посчитаны при моделировании с использованием программного продукта PTV Vision Vissim. Для остальных остановочных пунктов результаты наблюдений и моделирования приведены в таблице 1.

Таблица 1. Среднее время задержки для водителей и пассажиров индивидуального транспорта для двух вариантов.

Остановочные комплексы

Существующее положение,

среднее время задержки для ТС, сек.

Проектные предложения,

среднее время задержки для ТС, сек.

Разгуляй (от ул.
Парковая до ул. Островского)

17,8

16,4

Горького (от ул.
Островского до ул. Горького)

12,5

10,6

Главпочтамт (от
ул. Сибирской до ул. 25-го Октября)

20,8

15,2

ЦУМ (восточное
направление от Комсомольского пр. до ул. Газеты Звезда)

12,2

7,9

Снизится риск возникновения ДТП по вине водителей, который выражается в количестве остановок, совершаемых трамваями.

  • Для пассажиров автобусов время задержки рассчитывалось при моделировании транспортного движения на рассматриваемых участках, аналогично индивидуальному транспорту. Результаты моделирования приведены в таблице 2.

Таблица 2. Среднее время задержки для пассажиров автобусов для рассматриваемых вариантов.

Остановочные комплексы

Существующее положение,

среднее время задержки для ТС,
сек.

Проектные предложения,

среднее время задержки для ТС,
сек.

Горького (от
ул. Островского до ул. Горького)

25,2

22,1

Главпочтамт
(от ул. Сибирской до ул. 25-го Октября)

30,3

21,5

ЦУМ
(восточное направление от Комсомольского пр. до ул. Газеты
Звезда)

24,9

18,7

 

Кроме того, следует учесть, что обособленное движение ГПТ от потока ИТ способствует увеличению скорости первого. Так, если в общем потоке при варианте существующего положения транспорта на рассматриваемом участке по ул. Ленина скорость автобуса составляет 13 км/ч, то в случае проектных предложений, когда совместным будет движение лишь автобусов и трамваев, его скорость станет равной 14 км/ч ? характерной сейчас для трамваев. Автобусу предоставится возможность движения со скоростью, сравнимой со скоростью движения трамвая, а не легкового автомобиля в плотном потоке индивидуального транспорта.
Средняя скорость движения автобуса на участке по ул. Ленина от Комсомольского пр. до ул. Горького составляет 13 км/ч. Длина этого участка от ост. ЦУМ до ост. Горького ? 1010 м. Время прохождения этих расстояний автобусом в сравнении с трамваем показано в таблице 3.

Таблица 3. Сравнительные значения времени прохождения путей по ул. Ленина автобусом.

Участок ул. Ленина

Автобус − время прохождения участка
при существующем положении

Автобус – время прохождения участка
при проектных предложениях

ЦУМ − Главпочтамт

3,00

2,80

Главпочтамт −
Горького

1,61

1,50

Из таблицы 3 заметна разница во времени преодоления одного и того же расстояния между автобусом и трамваем. Эта разница, расцениваемая как излишние затраты времени движения автобуса, будет устранена при организации транспортного движения по варианту проектных предложений. Реализация такого мероприятия приведет к сокращению затрат времени на перевозку пассажиров автобусов, так как полоса для движения ОТ освободится от легковых автомобилей и других видов безрельсовых транспортных средств.
Для общей оценки эффективности был проведен сравнительный анализ двух рассматриваемых вариантов для каждого параметра оценки эффективности. Расчет суммарного выигрышного времени для пассажиров автобусов по проектным предложениям представлен в таблице 4.

Таблица 4. Расчет сэкономленного суммарного времени поездки в автобусе.

Остановочные
пункты

Разность
суммарных задержек пассажиров автобусов за сутки, сек.

От Горького до
Главпочтамта

(7 249 + 10 179)*
6,6≈ 115 000

От Главпочтамта
до ЦУМа

(6 705 + 10
294)*12 ≈ 204 000

В таблице 5 приведено количество участников дорожного движения, для которых снизится риск возникновения ДТП, исходя из пассажирооборота трамваев и количества остановок, совершенных ими за сутки.

Таблица 5. Количество человек, ежедневно подвергающих свою жизнь опасности.

Остановочные
пункты

Пасажирооборот,
чел в сутки.

Кол-во прибытий
трамваев в сутки.

Разгуляй

1442

908

Горького

12091

908

Главпочтамт

12233

678

ЦУМ

5880

678

Итоговые результаты.

  • Устраненные задержки, выраженные в часах за сутки:
    1. Для пассажиров трамваев, проезжающих вышеназванные остановки транзитом, – 76 часов в сутки.
    2. Для пассажиров и водителей индивидуального транспорта – 85 часов в сутки.
    3. Для пассажиров автобусов – 177 часов в сутки.

C введением предложенного проекта организации движения общественного транспорта на ул. Ленина cуммарная экономия времени (для всех участников дорожного движения) составит порядка 340 человеко-часов в сутки .

  • Снижение риска возникновения ДТП на ул. Ленина для следующих участников дорожного движения:
    1. Пассажиров трамваев, которые совершают посадку-высадку на остановочных пунктах, в количестве 31 600 человек (суточный показатель).
    2. Пассажиров трамваев, а также безрельсовых транспортных средств количество конфликтных ситуаций сократится на 3 170 за одни сутки.