Минтранс надеется выполнить поручение Владимира Путина

7 июня, 2016 admin 0

07.06.16 Электронное периодическое издание «Ведомости»
Министерство рассчитывает резко увеличить строительство дорог в 2018–2020 годах



В этом году будет построено и реконструировано 360,3 км федеральных трасс, говорится в новой версии проекта деятельности Минтранса на 2016–2020 гг. (документ опубликован на его сайте, см. график). Планы министерства сильно снизились – в версии документа от 2013 г. они были вдвое выше (734,2 км).

Удвоить строительство дорог поручал президент Владимир Путин в инаугурационных указах 2012 г. За 2003–2012 гг. было построено и реконструировано 3800 км федеральных трасс. То есть Минтрансу предстояло ввести в эксплуатацию 7600 км в 2013–2022 гг. Пока построено 1733 км, до 2020 г. Минтранс планирует построить еще 4517 км.

Поручения президента не были надуманной политической декларацией, это была консенсус-позиция экспертов и отраслевого сообщества, вспоминает директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин, тогда преобладал бюджетный оптимизм, который потом корректировался вслед за действительностью. Если подходить к поручению формально, то выполнить его несложно – например, построив сотни километров однополосных дорог, рассказывал федеральный чиновник. Но чтобы увеличить пропускную способность, нужны дорогостоящие эстакады и развязки, поэтому обсуждалась идея учитывать сложные сооружения с повышающим коэффициентом, чтобы они давали прирост километража.

План на 2016–2017 гг. вполне реалистичный, считает Блинкин. А будущие рекорды – обычная практика долгосрочного планирования Минтранса, когда недостроенные километры «перемещаются вправо», построить их смогут только при повышении бюджетного финансирования.

Заявленные планы выглядят агрессивно, непонятно, откуда появятся деньги и кто будет строить эти дороги после 2018 г. – ситуация в отрасли сложная, говорит партнер KPMG Алексей Назаров. Нельзя отказываться от плана удвоить строительство, считает Блинкин, Россия в рейтинге качества автомобильных дорог занимает 123-е место (из 140 стран в Индексе всемирной конкурентоспособности – 2015–2016), а по протяженности дорог в сопоставлении с населением на одном уровне с бедными странами Африки и Азии.



Научный руководитель Центра дорожной информации РАДАР Якимов Михаил Ростиславович прокомментировал ожидания Минтранса об исполнении поручения:

Стоит отметить, что важно не только обеспечить связность отдельных территорий большой страны, – отдельных ее регионов и городов, – на что, собственно, и нацелена программа развития федеральных трасс, – еще более важная задача – обеспечить доступ к территориям, которые в основном удовлетворяются региональными автомобильными дорогами. С региональными автомобильными дорогами ситуация гораздо более серьезная, которая требует не столько финансовых вливаний, сколько организационных мероприятий по выстраиванию системы оценки качества строительства, содержания и ремонтов этих автомобильных дорог, которые, в силу недостаточного кадрового потенциала, оставляют желать лучшего.