Михаил Якимов: Вместо того, чтобы строить третий мост, Чиркунов решил изменить город

7 сентября, 2012 admin 0

Доцент Пермского национального исследовательского университета Михаил Ростиславович Якимов в интервью Properm.ru поднял ряд актуальных вопросов, почему экс-губернатор Пермского края отказался от строительства третьего моста, и рассказал, где найти средства на его строительство.

Выдержки из интервью мы публикуем на нашем сайте.
Ряд пермских депутатов, застройщиков и ученых направили в адрес губернатора Пермского края Виктора Басаргина письмо, в котором указали на необходимость возведения третьего моста через Каму. Однако в этом письме не было сказано, из какого источника будет профинансировано это строительство. По просьбе Properm.ru доцент Пермского национального исследовательского университета Михаил Якимов ответил на этот вопрос.

С приходом нового губернатора, и это можно отследить по публикациям СМИ, появилась обнадеживающая уверенность, что связи экс-федерального министра Виктора Басаргина с правительством РФ помогут нам активнее участвовать в федеральных программах по строительству дорог, решению вопросов ЖКХ и пр. Губернатор это всячески и подтверждает. Это позволяет нам рассматривать возможности губернатора по включению Пермского края в список приоритетных регионов для строительства моста. Как вариант — мы можем добиться признания коммунального моста аварийным и запросить финансирование из федерального центра на строительство нового.

Второй вариант — софинансирование строительства моста с Европейским банком реконструкции и развития. Пермский край ведет с банком переговоры, ЕБРР признает, что в развитии государственного и частного партнерства наш регион наиболее продвинутый и подготовленный. ЕБРР еще в 2007 году рассматривал вариант строительства государственно-частного моста. Сейчас они вновь изъявляют желание принять финансовое участие в его создании и рассматривают варианты, которые могли бы предложить региону. Затраты на строительство третьего моста составят около 10–15 млрд. рублей, но банку нужны минимальные риски, а это значит, гарантии краевого бюджета и губернатора.

Есть еще одна возможность окупить мост — ввести систему оплаты за счет автомобилистов. Но в отношении Перми он не может быть реализован при существующем трафике — сегодня около 40 тысяч человек ездят на работу с правого берега на левый. В европейских городах целесообразность строительства пунктов оплаты проезда начинается с объема трафика в 50 тысяч человек. При учете того, что 60–70% сборов пойдут на содержание системы этих сборов, можно прийти к выводу, что у нас этот метод будет неэффективен.

Мы неоднократно занимались выбором места для створа третьего коммунального моста, подбирали варианты и технические решения, и все время получались значительные суммы. Эти суммы мы озвучивали Олегу Чиркунову (экс-губернатор Пермского края — Properm.ru). Но он внезапно высказался с другой инициативой «А давайте создадим мастер-план, с которым этот мост будет не нужен».
Сегодня я не могу сказать, чем он руководствовался при принятии этого решения, но если мы бы не изменили концепцию развития города, мы были бы обязаны строить третий мост. Я могу только догадываться, какие причины повлияли: губернатор не смог найти деньги, или не был внутренне уверен, что их можно потратить на мост. Так или иначе, он пришел к другому выходу из ситуации — изменил вектор развития города.

После смены губернатора события начали развиваться в другом направлении. Виктор Басаргин провел встречу с пермскими строителями, на которой они пожаловались ему на ограничения по этажности. Оптимистичное руководство региона пообещало жилищное строительство поднять и мы столкнулись с готовностью снять ограничения по этажности. Это значит, что мы будем застраивать микрорайоны, о которых забыли несколько лет назад — Иву и Левшино, навтыкаем высоток там. Это резко повысит объем нагрузки на инфраструктуру. И первый инфраструктурный объект, который примет ее — это мосты. Если у Красавинского моста еще есть запас, то все, что касается строительства к востоку от улицы Попова, ляжет на и без того перегруженный коммунальный мост.

Единственный вариант, при котором мы не развиваем транспортную инфраструктуру Перми — сокращение пятна застройки и понижение этажности с удалением от центра города.

Независимо от решения губернатора, главное – чтобы Виктор Басаргин понимал связь между развитием территории и мастер-планом. Без моста непонятно, как мы будем удаленные районы связывать. Я могу прогнозировать ухудшение ситуации с пробками. Коммунальный мост с точки зрения проекта имеет множество недостатков, 70% таких мостов в России, ближнем зарубежье и в Европе уже разобрали. Через десять лет мы останемся с одним мостом на всю Пермь. Мосты строятся не быстро, поэтому этим вопросом надо задаваться уже сейчас.

http://properm.ru/auto/news/46214/