Концепция транспортного планирования и организации движения на территории города Перми (часть 1)
31 марта, 2007 admin 0
Глоссарий
дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;
безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;
обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;
организация дорожного движения – комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах;
дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.
дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;
пропускная способность автомобильной дороги – максимальное количество автомобилей, которое может пропустить данный участок автомобильной дороги или автомобильная дорога в целом в единицу времени.
провозная способность автомобильной дороги – максимальная масса грузов или количество пассажиров, которые могут быть перевезены через данный участок автомобильной дороги в единицу времени.
транспортная политика – официальная декларация целей, принципов и генерального курса действий, определенная в отношении транспортной системы;
транспортная система – комплекс различных видов транспорта, путей сообщения, транспортной инфраструктуры, находящихся во взаимодействии и взаимной зависимости в процессе осуществления перевозок;
транспортное планирование – определение направлений развития транспортной системы города, в целях обеспечения объективно обусловленных потребностей в перемещении грузов и населения по территории города.
Общие положения. Цель, задачи и приоритеты Концепции
Настоящая Концепция определяет цель, задачи, приоритеты, основные направления формирования транспортной политики органов местного самоуправления г. Перми и механизмы её реализации в области совершенствования транспортного планирования и организации дорожного движения в г. Перми.
В концепции рассмотрены три уровня воздействия:
- управленческий уровень;
- законодательный уровень;
- организационно-технический уровень;
в отношении четырех объектов приложения концепции:
- транспортное планирование;
- организация дорожного движения;
- совершенствование маршрутной сети общественного транспорта;
- формирование парковочной политики.
Концепция учитывает опыт крупных мегаполисов мира, крупных и крупнейших городов Российской Федерации, отражающий целевые установки органов исполнительной и законодательной власти в сфере транспортной политики, направленной на повышение качества жизни населения, развития экономики, обеспечения безопасности дорожного движения и оздоровления окружающей среды.
Цель транспортной политики органов местного самоуправления – повышение качества жизни населения путем обеспечения гарантированной надежности, безопасности, устойчивости, адаптивности, эффективности функционирования транспортной системы г. Перми.
Транспортная система города включает в себя следующие компоненты (составные части):
- дорожно-транспортный комплекс;
- участники дорожного движения;
- окружающая среда.
Объектом воздействий является дорожно-транспортный комплекс, включающий в себя:
- улично-дорожную сеть (УДС) и ее инфраструктуру;
- пассажирский транспорт общего пользования и его инфраструктуру.
Способами воздействия и инструментами достижения целей являются:
- строительство (развитие УДС и ее инфраструктуры);
- совершенствование организации дорожного движения;
- формирование парковочной политики;
- совершенствование работы массового пассажирского транспорта.
Транспортное планирование и организация дорожного движения является составляющей частью общей транспортной политики органов местного самоуправления и представляет из себя комплекс мероприятий направленных на:
А. Обеспечение базовых принципов устойчивого и системного развития городских территорий города посредством рационального транспортного планирования.
Б. Рациональное использование наземного и подземного городского пространства для удовлетворения объективно обусловленных потребностей в перемещении грузов и населения посредством:
- совершенствования организации дорожного движения;
- формирования парковочной политики;
- совершенствования маршрутной сети городского общественного транспорта.
Транспортное планирование и организация дорожного движения осуществляются органами местного самоуправления города путем воздействия на отдельные компоненты транспортной системы города (объекты приложения концепции) при справедливом распределении общественных ресурсов.
Общественный ресурс – пропускная (провозная) способность действующей улично-дорожной сети (УДС), бюджетные ассигнования на ее развитие и содержание.
Потребитель транспортной услуги (водитель, пассажир, пешеход) должен оплачивать потребление общественного ресурса, а также компенсировать обществу негативные экологические последствия, связанные с его потреблением в соразмерном объеме своего потребления и доли негативного воздействия.
Задача органов местного самоуправления города в области транспортного планирования и организации дорожного движения – установление системы приоритетов и выработка механизмов, позволяющих эффективно развивать и рационально распределять общественный ресурс.
Настоящая концепция строится на основных базовых положениях, определяющих следующие приоритеты :
- приоритеты интересов сообщества людей перед частными;
- приоритеты пешеходного движения перед транспортным;
- приоритеты общественного транспорта перед индивидуальным;
- приоритеты эффективности УДС перед безопасностью УДС;
- приоритеты вопросов управления перед вопросами реализации;
- приоритеты интенсивных решений перед экстенсивными;
- приоритеты качества информации перед технологиями.
Современное состояние и проблемы развития
дорожно-транспортного комплекса города
Современное состояние функционирования
дорожно-транспортного комплекса
Основные справочные параметры транспортной
системы города Перми
Улично-дорожная сеть: общая площадь дорог и улиц в г. Перми в 2006 г. составила 9444 тыс. м2.
Наземные виды общественного транспорта с протяженностью сетей около 1500 км, в том числе автобусные маршруты – 1195 км, трамвайные – 121,6 км, троллейбусные – 121,1 км, «Городская электричка» – 32 км. Перевозка пассажиров в городе обеспечивается на 125 маршрутах, в том числе: 77 автобусных маршрутах регулярного сообщения пассажирского транспорта общего пользования, 23 – автобусных маршрутах, перевозка на которых осуществляется в режиме маршрутного такси, 11 – троллейбусных, 12 – трамвайных маршрутах, 2 маршрутов «Городской электрички».
Автомобильный транспорт с общим парком транспортных средств всех категорий, зарегистрированных на территории г. Перми на 01.01.2006 г., 218 370 шт. , в том числе в личной собственности более 165,3 тыс. единиц автотранспорта. Обеспеченность местами хранения автомобилей индивидуальных владельцев на начало 2006 г. – 90,8 %
Грузовой автомобильный транспорт, имеющий парк (на 01.01.2006 г.) 30,5 тыс. шт., в том числе с возрастом более 10 лет – 51,1%.
Сервисная составляющая транспортной инфраструктуры содержит 82 автозаправочных станции, 305 предприятий автосервиса , около 300 единиц подвижного состава уборочной коммунально-дорожной техники.
h3. Основные расчетные параметры состояния и функционирования транспортной системы города Перми
Протяженность улично-дорожной сети города составляла в 2001 г. – 592,71 км, в 2006 г. – 787 км.
Средняя плотность улично-дорожной сети в 2006 г. на всей площади города (799,68 км2) составляет 0,98 км на км2, но если не учитывать площадь городских лесов (330,87 км2) и водных объектов (60,42 км2), то этот показатель составит 1,93 км на км2. В 2001 г. плотность УДС составляла 0,74 км на км2, и без учета площади городских лесов и водных объектов – 1,45 км на км2.
Общая численность автотранспорта в г. Перми за последние 10 лет (конец 1995 г. – конец 2005 г.) увеличилась на 66% (87 тыс. единиц), и к началу 2006 г. количество зарегистрированных транспортных средств в г. Перми составило 218 370 единиц.
С увеличением числа легковых автомобилей в г. Перми меняется структура автопарка: если в 2001 г. доля легковых автомобилей была 80% от общего числа автотранспортных средств (АТС), то в 2006 г. этот показатель равен 81%.
Средний возраст легковых автомобилей в декабре 2006 г. составил 8 лет 7 месяцев, в середине 2004 г. – 12 лет 3 месяца, грузовых автомобилей в декабре 2006 г. – 10 лет 10 месяцев, в 2004 г. – 12 лет 4 месяцев, автобусов в декабре 2006 г. – 12 лет 5 месяцев, в 2004 г. – 13 лет 5 месяцев.
Интенсивность дорожного движения за 8 лет (с 1998 по 2006 г.) выросла по городу неравномерно, в центрально городском ядре интенсивность выросла на 61%, а в остальной части г. Перми – на 95%.
Коэффициент суточной неравномерности интенсивности транспортных потоков составил:
Территория | 2001 г. | 2006 г. |
---|---|---|
Центральное городское ядро | 1,55 | 1,55 |
Центрально-планировочный район | 1,46 | 1,53 |
Периферийная часть | 1,50 | 1,51 |
В среднем по городу | 1,49 | 1,52 |
Средняя практическая пропускная способность одной полосы движения в г. Перми составляет 613 автомобилей в час.
22% обследованных в 2006 г. улиц функционируют с превышением оптимальной пропускной способности, что приводит к неустойчивому режиму движения и росту ДТП, это на 13% больше, чем в 2001 г. Достигли своей расчетной пропускной способности еще 13%, (в 2001 г. – 9%). Таким образом, на 35% улиц города в час пик образуются заторы и возникает угроза дорожно-транспортных происшествий (ДТП). В среднем в час пик коэффициент использования пропускной способности выше всего в центрально-планировочном районе – 1,14, т.е. практически на всех улицах этого района возникают заторы. С 2001 г. средний коэффициент использования пропускной способности вырос от 27% до 43%.
Территория | Коэффициент использования пропускной способности улиц города в час пик. 2001 г. | Коэффициент использования пропускной способности улиц города в час пик. 2006 г | Увеличение коэффициента пропускной способности за 5 лет |
---|---|---|---|
Центральное городское ядро | 0,61 | 0,78 | 27,4% |
Центрально-планировочный район | 0,88 | 1,14 | 30,3% |
Периферийная часть | 0,51 | 0,74 | 43,8% |
За 5 лет в среднем за день доля грузовых автомобилей в потоке, движущемся по улицам города, уменьшилась: в 2001 г. – 9,6%, в 2006 году -5,4%. В центре города (центральном городском ядре и центрально-планировочном районе) доля грузовых автомобилей уменьшилась более чем в два раза.
Доля общественного транспорта в среднем за день также уменьшилась: в 2001 г. – 7,0%, в 2006 г. – 5,8% от общего потока, в центральном городском ядре доля общественного транспорта не изменилась и остается 5,0-5,2%.
В 2006 г. скорость движения суммарного транспортного потока в среднем по городу составила 27 км/ч, в 2001 г. этот же показатель составлял 28,5 км/ч. В среднем за последние пять лет скорость городских транспортных потоков уменьшилась на 5,6%.
В среднем по городу в межпиковый период времени единовременно движутся 16 760 автомобилей, что составляет 7,7% от парка зарегистрированных авто мото транспортных средств (АМТС) в городе. В 2001 г. единовременно двигалось 12 тыс. автомобилей, что составляло 6% от парка зарегистрированных АМТС.
В пределах «малого центра» в 2001 г. были припаркованы 2 271 автомобиль, в 2006 г. – 2 495 автомобилей. Плотность парковки автомобилей в 2001 г. составила 120,2 авт./км, в 2006 – 132,1 авт./км.
В центре города в жилой застройке на каждом км2 паркуются 2300-2500 автомобилей, в «спальных» районах плотность паркования транспорта 1000-1500 на км2 жилого района.
Средняя за сутки плотность движения по одной полосе, авт./км
Территория | 2001 г. | 2006 г. |
---|---|---|
Центральное городское ядро | 13,62 | 14,04 |
Центрально-планировочный район | 16,37 | 18,80 |
Периферийная часть г. Перми | 10,23 | 13,57 |
В среднем по городу | 12,26 | 15,17 |
Величина среднего количества людей, включая водителя, находящихся в легковом транспортном средстве в 2001 г. составляла 1,84 человек в автомобиле, в 2006 г. – 1,45 человек.
Средний месячный пробег для индивидуального легкового автомобиля составляет 1850 км, что составляет в день около 62 км.
Средние затраты времени на поездку в общественном транспорте: в 2006 г. составили 39 мин. Средняя дальность поездки пассажиров – 5,0 км на автобусах. На троллейбусе и трамвае – 3,5 км. Среднее количество поездок на общественном транспорте – 14,2 раза в неделю. Транспортная подвижность населения на маршрутных видах транспорта в 2001 г. составляла – 514 поездок, в 2006 г. – 460 поездок на одного жителя.
Динамика объемов перевозок различными видами городского общественного транспорта в 2001-2006 гг.
Вид транспорта/год | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. |
---|---|---|---|---|---|---|
Трамвай, млн. пасс. | 118,6 | 105,4 | 83,3 | 76,2 | 51,5 | 47,9 |
Троллейбус, млн. пасс. | 65,9 | 59,4 | 50,6 | 46,9 | 32,4 | 31,3 |
Автобус (крупные и средние предприятия), млн. пасс. | 271,9 | 330,0 | 165,0 | 104,4 | 36,3 | |
Автобус (все перевозчики), млн. пасс. | 338,3 | 330,0 | 322,4 | 304,7 | 353,9 | 376,7 |
Городская электричка,млн. пасс. | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,1 | 1,0 | 1,43 |
Всего перевезено, млн. пасс. | 522,8 | 494,8 | 456,3 | 427,9 | 438,8 | 458,0 |
В январе – сентябре 2006 г. на дорогах Пермского края произошло 2875 дорожно-транспортных происшествий. За этот период в г. Перми погибло 111 человек и ранено 1192.
Основные проблемы развития дорожно-транспортного
комплекса города
Объективные проблемы
- Рост уровня автомобилизации населения.
- Увеличение интенсивности использования индивидуально транспорта.
- Снижение доли общественного транспорта в пассажирских перевозках.
- Увеличение потребности жителей города в перемещениях.
- Диспропорция между уровнем автомобилизации и темпами дорожного строительства.
- Градостроительно-планировочные проблемы развития городской территории.
Субъективные проблемы
- Несовершенство системы организации и управления развитием дорожно-транспортного комплекса.
- Недостаточная законодательная база на местном и региональном уровне в области управления транспортной системой города, региона.
- Недостаточная информационная составляющая при принятии управленческих решений.
- Недостатки финансирования развития УДС и транспортной инфраструктуры.
- Нерешенность имущественных вопросов и вопросов разграничения прав собственности и управления объектами транспортной инфраструктуры.
- Негативное влияние человеческого фактора.