Экскурсия в трамвайное депо "Балатово"

23 мая, 2013 admin 0

22 мая состоялась экскурсия в трамвайное депо “Балатово”. За организацию спасибо директору туристического бюро “Краевед” Наталье Аксентьевой, руководителю агентства дорожной информации “Радар”, профессору Михаилу Ростиславовичу Якимову, а также сотрудникам МУП “ПермГорЭлектроТранс” Виталию Моисеевичу Бассу и Ростиславу Олеговичу Дорошенко.
Экскурсия выдалась весьма интересная и познавательная.
Для начала нам рассказали немного статистических данных: оказывется, среднестатистический пермский трамвай в день проходит 150-200 км (а самый длинный маршрут – 250 км), а в год – 60000 км! Средний возраст пермского трамвая – 16 лет.
Каждый трамвай 1 раз в 2-3 дня проходит тех.обслуживание 1 – т.е. простую проверку на наличие неисправностей. Чуть реже ТО2 – мелкий ремонт. Капитальный ремонт трамвая проходит в другом депо – “Красный октябрь”.


Первое, про что рассказал экскурсовод – это проточный станок. Используется он постоянно для того, чтобы колеса трамвая были идеальной круглой формы. За время движения трамвая зачастую происходят резкие торможения, что приводит к частичному истиранию колёс и нарушению их округлости. Появляются так называемые “лыски”, которые и устраняют с помощью проточного станка.
“Лыска”:


Проточный станок:


Как сообщили сотрудники МУП “ПермГорЭлектроТранс”, одного трамвайного колеса хватает на 100 тыс.км, после прохождения этого расстояния колеса подлежат замене.


Как нас предупреждали перед экскурсией, трамвайное депо – предприятие особой опасности. Здесь нужно обязательно выполнять все требования техники безопасности и быть предельно внимательным.
И предупреждали нас не зря! На все просьбы подняться и посмотреть что же находится “над” трамваем или спуститься под него мы получили отказ, так как верхняя часть трамвая находится под напряжением 600 ватт. Так проверяют контактный механизм.


В смотровой канаве тоже достаточно опасно: мало что может “вывалиться” из под трамвая. Находиться там можно только в каске и специальной одежде. Но нам всё-таки удалось в виде исключения отправить под трамвай пару “разведчиков”.


По пути из здания, где трамваи проходят ТО1 в цех капитального ремонта, Виталий Моисеевич Басс совместно с экскурсоводом Владимиром Петровичем привел несколько исторических и технических фактов о пермских трамваях.
Например, оказалось, что самые последние модели трамвая в Перми – это 71-623 (производится в г. Усть-Катав) и АКСМ-60102 (производится в г. Минск). На “сленге” трамвайщиков их называют “морковка” ( за характерный оранжевый цвет) и “белорус” (за производство в соответствующей стране).
“Морковка”:


“Белорус”:


Двигатель трамваев делятся на синхронные или коллекторные (модели до “морковки”) и асинхронные или бесколлекторные (“морковки”).
Несмотря на новизну данных моделей трамвая в Перми, АКСМ-60102 уже на 100% освоен и если требуется капитальный ремонт, то он производится непосредственно пермскими специалистами в депо “Красный октябрь”. Трамваи 71-623 освоены на 99%: практически все ремонтируются нашими специалистами, но периодически поступают обращения за помощью к предприятию-изготовителю.
Участники экскурсии проявляли неподдельный интерес и очень просили показать, как же управлять трамваем. Конечно же, не обошлось без мини-фотосессии за “рулем” трамвая.


Удалось увидеть и нефабричные трамваи-снегоочистители с тремя видами щеток, которые зимой каждую ночь освобождают пути от снега и льда.


Есть в депо и вагон-лаборатория (ВЛ), который используется для ремонта контактной линии. При отсутствии электроэнергии ВЛ работает от дизеля.


Каждый день перед выходом на маршрут трамвай “моется”. На пути к мойке есть рычаг, проезжая через который трамвай включает мойку. “Морковки” легко справляются с этой задачей, а вот “белорусы” немного уже и не могут включить рычаг самостоятельно. Приходится включать мойку вручную.


Скорость трамвая во время мойки около 5 км/ч. На ежедневной мойке смываются лишь дорожная пыль. Более серьезные загрязнения требуют тщательной очистки вручную.
В диспетчерском пункте удалось пообщаться с работниками депо, водителями. Мы в прямом смысле слова попали к ним “домой”, так как с трамваем и депо связана вся их жизнь.
Бывший водитель трамвая 2 категории, ныне диспетчер с гордостью сказала, что работать нужно для пассажира. И не зря много лет она посвятила себя трамвая – до сих пор (не смотря на то, что водителем она не работает уже 15 лет) люди на улицах здороваются и благодарят за качественную многолетнюю работу профессионала.


Удалось пообщаться и с действующим водителем 2 категории Валентиной. Она водит трамвай уже 28 лет. Успела поработать на всех моделях трамвая. Сейчас с удовольствием водит “Морковку”, следит за ее “здоровьем” и во время “отстоя” (перерыва в графике движения) отправляет трамвай на плановый осмотр.
На выходе из трамвайного депо мы увидели “песочницу” из которой используется песок в трамвае на случай резкого торможения.
Так и закончилась наша экскурсия в трамвайное депо “Балатово”. Экскурсанты так заинтересовались трамвайной жизнью, что изъявили желание побольше узнать о трудовых буднях пермского троллейбуса и “напросились” проведать троллейбусное депо. Сотрудники МУП “ПермГорЭлектроТранса” обещали рассмотреть предложение.
В статье использованы фотографии Натальи Аксентьевой, директора туристического бюро “Краевед”.