Дорожные работы — контроль и гарантии…

16 апреля, 2007 admin 0


Тема ужесточения контроля качества строительства, ремонта и содержания дорог обсуждается довольно давно и подробно. Резюмируя мнение различных экспертов в этом вопросе, получим единственную на сегодняшний день рекомендацию – ужесточение нормативов с одновременным ужесточением контроля.
При этом следует заметить, что в будущем выполнение и того и другого это банальное удорожание работ и как следствие увеличение цены контрактов. И это при том, что рынок подрядных организаций на строительство, ремонт и содержание дорог в г. Перми и Пермском крае уже давно сформирован и большого ажиотажа при проведении конкурсов на право заключения муниципальных и государственных контрактов не наблюдается. В таких условиях, ужесточая технологические требования к производству дорожных работ при неизменном их финансировании, в дальнейшем есть риск того, что подрядные организации вообще уйдут с городского рынка. С другой стороны меры по ужесточению контроля качества работ потребуют симметричного увеличения затрат на осуществление этих функций со стороны заказчика. А это дополнительная и немалая нагрузка на бюджет. При этом контролировать придется все, и качество дорожных материалов и соблюдение технологий и даже квалификацию дорожных рабочих. А это задача абсолютна не реальная! Все это похоже на некий тупик из которого не так просто найти выход оставаясь при этом в правовом поле федерального закона № 94, регламентирующего порядок заключения муниципальных и государственных контрактов.
Что же отличает дорожную отрасль от любых других, в которой также присутствуют взаимоотношения: государственный либо муниципальный заказчик – федеральный закон № 94 – подрядчик?

Что же отличает дорожную отрасль от любых других, в которой также присутствуют взаимоотношения: государственный либо муниципальный заказчик – федеральный закон № 94 – подрядчик?

Существенно – два объективных фактора:
1. Сезонность – требует от заказчика ускорения сроков принятия решений по объемам будущих работ и соответственно торгов. Ежегодно, в сжатые сроки, проводить полную диагностику всех дорог по всем параметрам диагностики – невозможно.
2. Территориальность – ограничивает рынок подрядных организаций в крае и городе. Хотя в Перми этот показатель не столь критичен. Следует заметить, что рынок организаций осуществляющих ремонт дорог более территориален и менее эластичен, чем организаций осуществляющих содержание дорог.

По сути, задача выстраивания эффективных взаимоотношение в дорожной отрасли между заказчиком и подрядчиками сводится к задаче минимизации влияния указанных выше факторов.

Исходя из этого предлагается:
Первое: для проведения диагностики и определения состояния автомобильных дорог в сжатые сроки, необходимо разработать упрощенную систему показателей состояния автодорог, включающую исключительно ее потребительские свойства. Например – ровность. Органы дорожной администрации местного самоуправления либо исполнительной власти субъекта федерации действует всегда от имени потребителей автомобильной дороги – участников дорожного движения. И потому вполне логично при этом оставить за собой только контроль потребительских свойств автомобильной дороги. И вести этот контроль непрерывно.
Параметры, влияющие на безопасность дорожного движения (в частности коэффициент сцепления) – контролируют службы дорожного надзора ГИБДД.
Эксплуатационные параметры (прочность упругость и др. технические параметры) контролируются сторонними независимыми экспертами по заказу организации выигравшей конкурс на содержание автодороги при принятии решений о соответствии гарантийных обязательств на дорогу и соблюдении этих гарантий. Результаты комплексного инструментального контроля состояния дороги используются организацией отвечающей за содержание дороги при обосновании претензий к ремонтной либо строительной организации выдавшей гарантийные обязательства.
Второе: органам дорожной администрации – заказчикам дорог при распределении финансового ресурса необходимо по возможности уйти с рынка ремонтов автодорог, при этом все контрольно-административные и финансовые ресурсы сосредоточить в области содержания дорог. В соответствии с 94-м федеральным законом торги проводятся на право содержания участка автомобильной дороги. В контракте фиксируется предельная сумма содержания участка дороги. При появлении необходимости проведения ремонтов на этом участке (по результатам контроля потребительских свойств) подрядчик, выигравший контракт на содержание берет на субподряд ремонтную организацию и осуществляет ремонт дороги из собственных средств. На этом этапе при необходимости по собственной инициативе проводит полную диагностику (экспертизу). Финансовые расчеты по контрактам производятся в конце срока контракта, по факту выполненных физических объемов на ремонт и содержание. Текущая деятельность подрядных организаций осуществляется по средством привлеченных, кредитных финансовых ресурсов. При проведении ремонтных работ по заказу организации содержащей автомобильную дорогу субподрядные организации предоставляют гарантии на выполненные работы. Владельцем выданных гарантийных обязательств является владелец автодороги (дорожная администрация). В дальнейшем, при объявлении конкурса на содержание участка дороги на конкурс вместе с предельной ценой содержания участка выставляется (продается) собранный пакет гарантийных обязательств на дорогу.

В развитии предложенной концепции по нашему мнению возможно создание системы с так называемой положительной обратной связью – чем лучше организация содержит дорогу, тем меньше денег она отдает на сторону (ремонтной организации).