Специалисты Агентства РАДАР разработали систему мероприятий по развитию маршрутной сети города Череповца

31 мая, 2025 admin 0

В августа 2024 года Администрацией города Череповец был объявлен открытый конкурс в электронной форме на выполнение научно-исследовательской работы по разработке системы мероприятий по развитию системы пассажирского общественного транспорта.

По результатам оценки заявок победу одержало ООО “Агентство дорожной информации РАДАР“ с ценой контракта 11 237 501 рублей. 06 сентября 2024 года с Администрацией города Череповец заключен муниципальный контракт на выполнение работ. В ходе выполнения работ были разработаны предложения по изменению маршрутной сети общественного транспорта на время ремонтных работ на Октябрьском мосту, а также сформирована программа развития регулярных пассажирских перевозок на период до 2029 года.

Для разработки системы мероприятий по развитию системы пассажирского общественного транспорта города Череповца на период до 2029 года был осуществлен сбор и анализ исходных данных, дана характеристика существующей транспортной ситуации в городе Череповце; разработана транспортная макромодель города Череповца; проведены инвентаризация и анализ действующей системы транспортного обслуживания населения в городе Череповце; выявлены проблемные и «узкие» места на транспортной системе города в текущий момент и на период ремонтных работ на Октябрьском мосту; а также рассчитаны укрупненные технико-экономических параметры целевой рациональной маршрутной сети на период 2025-2029 гг. с учетом запланированных мероприятий.

В период с 23 по 24 сентября 2024 года специалисты Агентства дорожной информации РАДАР посетили город Череповец, где изучили работу системы городского пассажирского транспорта общего пользования, а также совместно с Череповецким отделом управления государственного автодорожного надзора по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта провели изучение общественного мнения, касающегося качества работы общественного транспорта на маршрутах регулярных перевозок муниципального образования город Череповец.

Генеральный директор Агентства РАДАР, д.т.н. Якимов Михаил Ростиславович поделился впечатлениями о системе общественного транспорта в г. Череповце:

«Интенсивность пассажирских потоков на транспорте общего пользования в городе Череповец имеет ярко выраженную суточную неравномерность, связанную в первую очередь с режимами работы и цикличностью работы основных градообразующих предприятий: ПАО «Северсталь» и ПАО «Фосагро». Основная загрузка системы транспорта общего пользования приходится на утренние часы с 8:00 до 10:00 и вечерние часы с 17:00 до 19:00.  В межпиковое время вся инфраструктура общественного транспорта, которая состоит из маршрутов трамваев и автобусов, загружена не более чем на четверть.

Исходя из потребностей подвоза большого количества работников на градообразующие предприятия, сформирована и продолжает функционировать система транспорта большой пропускной способности. А именно 2 трамвайных маршрута, связывающих спальные районы и производственные площадки ПАО «Северсталь» и ПАО «Фосагро». Следует отметить, что и трамвайная, и автобусная инфраструктура имеет большой потенциал для роста объемов пассажиропотока. На основных магистралях, улицах выделены остановочные платформы для трамваев, а также большие по протяженности платформы, заездные карманы и места для остановки маршрутных автобусов». 

Согласно результатам проведенного социологического исследования, в среднем жители г. Череповец совершают 1,3 поездки в будний день и 1,0 поездку в выходной день, включая как поездки на общественном, так и на индивидуальном транспорте.

Среднее время транспортной корреспонденции на общественном транспорте для жителей г. Череповец в будний день составляет 26,9 мин, в выходной день – 25,4 мин, на индивидуальном транспорте – 18,8 и 19,9 мин. соответственно, пешком – 10,1 и 15,7 мин. соответственно.

В будни для жителей г. Череповец среднее время транспортной корреспонденции на общественном транспорте составляет 32,2 мин. домой, 25,7 мин. – на работу, 24,1 мин. – прочее и 27,5 мин. на учебу. Данный показатель для индивидуального транспорта составляет 30,7 мин. домой, 14,6 мин. – на работу, 18,0 мин. – прочее и 15,0 мин. на учебу. Среднее время транспортной корреспонденции пешком составляет 15,2 мин. домой и 6,5 мин. на работу. В выходной день среднее время транспортной корреспонденции составляет 11,7 мин. домой, 23,3 мин. – на работу и 28,0 мин. – прочее. На индивидуальном транспорте среднее время транспортной корреспонденции составляет 26,7 мин. домой, 13,3 мин. – на работу и 16,7 мин. – прочее. Пешком жители совершают транспортную корреспонденцию на работу в среднем за 5,0 мин. и 40,0 мин. – прочее.

Распределение поездок жителей г. Череповец по целям поездок представлено на рисунке.

Далее представлена диаграмма распределения транспортного спроса по способам их реализации в г. Череповец.

Так, наибольшая доля спроса на передвижения реализуется на ГПТОП – 51,0%. Корреспонденции, реализуемые на индивидуальном транспорте, составляют 43,6% от общего объема спроса на городские передвижения. Пешком передвигается 4,0% опрошенных и всего лишь 1,4% используют для своих передвижений велосипед или самокат.

Опрошенные жители г. Череповец оценили работу общественного транспорта. Ниже представлена диаграмма распределения доли ответивших по уровню оценки работы общественного транспорта.

Оценку 8 поставил 21,1% опрошенных, 10 – 19,1%, 5 – 14,8%, 7 – 13,3%, 9 – 8,6%, 6 – 8,2%, 1% – 6,3%, 3 – 3,5%, 4 – 2,7%, 0 и 2 поставили по 1,2%. Более 70% опрошенных поставили оценки выше 5.

Для оценки качества функционирования транспортной системы г. Череповец в связи с закрытием Октябрьского моста использовалась транспортная модель г. Череповец.

Параметры транспортной подвижности населения рассчитаны по данным проведенного телефонного социологического опроса населения с целью выявления транспортного поведения (предпочтений и склонностей), а также оценки качества облуживания городским пассажирским транспортом по административным районам занятости, времени суток и типам корреспонденций. Проведение населения с целью выявления транспортного поведения (предпочтений и склонностей), а также оценка качества облуживания городским пассажирским транспортом по административным районам занятости, времени суток и типам корреспонденции находится в активной стадии, осуществляется накопление массива анкет. Целевое количество опрашиваемых респондентов определено Техническим заданием – 3000 респондентов.

Основное проблемное место в период ремонта Октябрьского моста обусловлено снижением пропускной способности для транспорта в реконструируемой части Октябрьского моста. Какими-либо средствами организации дорожного движения увеличить пропускную способность участка моста при организации ремонтных работ невозможно. Единственным способом повысить эффективность функционирования оставшегося для эксплуатации участка Октябрьского моста является повышение его провозной способности, то есть увеличение количества не транспортных средств, а пассажиров, перемещающихся справа на левый берег реки Шексна и обратно. Достичь увеличения провозной способности участка Октябрьского моста возможно увеличением доли потока транспортных средств пассажирского транспорта общего пользования большой провозной способности в общем составе транспортного потока, перемещающегося с правого берега на левый, а также увеличением скорости движения транспортных средств городского пассажирского транспорта общего пользования большой провозной способности на всей улично-дорожной сети, по которой проходят маршруты регулярных перевозок в городе Череповце.

 С учетом выделенных проблемных мест на улично-дорожной сети специалистами Агентства РАДАР совместно со специалистами Центра организации дорожного движения г. Череповец были выделены места и транспортные узлы возможного возникновения транспортных заторов, связанные с перераспределением транспортных потоков на период реконструкции.

В настоящее время начался гарантийный срок по муниципальному контракту № К19-24 от 06.09.2024 на выполнение научно-исследовательской работы по проекту «Разработка системы мероприятий по развитию системы пассажирского общественного транспорта города Череповца на период до 2029 года», заключенному между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца и ООО «Агентство дорожной информации РАДАР».

В течение двух лет специалисты Агентства РАДАР готовы оценивать мероприятия, связанные с организацией дорожного движения и функционированием системы общественного транспорта в г. Череповец, при необходимости проводить математическое моделирование. Такой подход позволит обеспечить актуальность разработанных в ходе выполнения муниципального контракта № К19-24 от 06.09.2024 проектных решений, адаптацию их к изменениям в нормативной, инфраструктурной или операционной среде.