Центр – это самое главное в городе! Интервью с Вадимом Андреевичем Чернопазовым.

27 октября, 2010 admin 0

В рамках серии интервью, организованных Центром дорожной информации, мы встретились с директором ООО «УРАЛГЕО» — Чернопазовым Вадимом Андреевичем. Также Вадим Андреевич является главным инженером проекта Генерального плана Перми. И поэтому мы решили задать ему несколько вопросов, касающихся именно этой тематики.


ДМ: В рамках Генерального плана центральной идеей является создание так называемого «компактного города», как Вы оцениваете данную идею, насколько это реально в условиях города, ну и самое главное, наш менталитет и «русский характер» позволят это осуществить?

ВА. Просторы, к которым привыкла «русская душа», заросшие лопухами и бурьяном, уже давно всем надоели. Однако стоит отметить, что понятие «компактность» не совсем точно отражает идею Генерального плана. Мне больше нравится понятия «удобность», «обустроенность». Например, мне очень нравится Екатеринбург, вряд ли его можно назвать компактным, но удобным и обустроенным – без сомнений. Возвращаясь к проекту, стоит сказать, что самая главная задача Генерального плана все-таки привести в порядок то, что мы уже имеем.

ДМ: Идея пешеходного центра, как Европе, которая также предусмотрена в рамках генерального плана, близка Вам?

ВА. Для меня центр – это самое главное, что есть в городе. Причем, в центр города – это гармоничное сочетание старого и нового, истории и современных тенденций. На данный момент в Перми этого гармоничного сочетания нет. Отсутствие интересного привлекательного центра вызвано и позицией бизнеса, и политикой муниципальной власти, и отношением самих жителей. Генеральный план, в котором достаточно большое внимание уделяется развитию центра города, всего лишь вектор развития, он формулирует идею привлекательного центра, но что удастся в итоге сделать и каким образом это будет осуществлено, покажет время.

ДМ: Непосредственно с идеей пешеходного центра связана идея доминирования общественного транспорта, в частности, трамвай планируется сделать одним из приоритетных видов общественного транспорта.

ВА: Как альтернатива развитию общественного транспорта нет, хорошо, что город вовремя это понял. Самое главное, чтобы реализация проекта шла комплексно, когда реализуется всего лишь одна часть, вырванная из контекста – система не может работать эффективно. Ограничить въезд в центр без создания альтернативы передвижения в нем – значит центр потерять. Исходя из здравого смысла, действительно, трамвай перспективный вид транспорта, он экологически чистый и потенциально быстрый. В Перми нет возможности построить метро (нет денег, даже государство не финансирует сегодня такие проекты), поэтому трамвай является реальной альтернативой метро. Однако будет ли данный вид транспорта пользоваться спросом? Бесшумный, комфортный, быстрый трамвай – бесспорно, будет востребован, но насколько это достижимо? Чтобы человек предпочел систему общественного транспорта – она действительно должна быть качественной и комфортной, тогда возникнет желание и привычка на ее использование, в том числе и у тех, кто пользуется сейчас исключительно личным транспортом. Будет «принято» ездить на общественном транспорте. Если вспомнить, пять лет назад, многие ли из нас пристегивалось ремнями безопасности? А сейчас? И дело не в сумме штрафа. Так принято большинством.
К сожалению, на сегодняшний день система общественного транспорта в Перми далека от идеала. Очень часто мы в общественном транспорте сталкиваемся с хамством и грязью, нерегулярностью движения. Одни автобусы еле ползут со скоростью 20 км/час, другие мчаться, нарушая правила дорожного движения. Другая проблема – состояние парка, выхлопные газы автобусов , «прошедших» техосмотр. Автотранспорт очень негативно влияет на экологию. Если бы количество выхлопных газов соответствовало нормативам – экологическая ситуация в городе была бы значительно лучше. Из этого всего следует вывод, что необходимо трансформировать систему в целом.

ДМ: Из идеи доминирования общественного транспорта в центре города следует мысль о сокращении индивидуального. Также предполагается сокращение парковочных мест.

В.А. Парковки в центре, безусловно, должны быть, как платные, так и бесплатные. Если будут только бесплатные – это анархия. Сколько будет стоить платные парковки – это тема отдельного разговора. Это определит рынок.
На мой взгляд, нельзя допустить сокращения количества парковочных мест в центре города без создания реальной альтернативы – качественного общественного транспорта и системы перехватывающих парковок. Это приведет еще к большему к оттоку жителей и бизнеса из центра, а задача у города, наоборот, привлечь их в центр.

ДМ: Как вы считаете, городу для полноценного и эффективного функционирования необходимо строить новые дороги, либо оптимизировать старые? Как вы оцениваете современную политику в области строительства дорог?

В.А. В Генеральном плане предусмотрено как строительство новых, так и реконструкция старых дорог. Строить нужно ограничено, только в «узких» местах. Правильной организацией движения и реконструкцией перекрестков можно серьезно улучшить ситуацию на дорогах, увеличить пропускную способность перекрестков. При моделировании необходимо учитывать не только среднестатистические показатели, но и показатели в часы пик, а также в специфические часы и дни, например, выезд жителей вечером в пятницу из города и возвращение в воскресенье. Это поможет более эффективно решить существующие проблемы. На самом деле, в Перми ситуация на дорогах пока достаточно спокойная, если сравнивать с Москвой, например. Пробки для нашего города – это больше эмоциональное явление, нежели реальное, по 2-3 часа мы в пробках не стоим.
Мне нравятся новые дороги, которые построены в городе, например, Стаханова – Старцева – Ива. Эта дорога не только позволяет экономить время, но также езда по ней доставляет удовольствие: хороший асфальт, освещение. Создается совсем иной облик города, восприятие города меняется.

ДМ: Очень часто сейчас говорят о необходимости многоуровневых развязок.
В.А. Что касается многоуровневых развязок, то, на мой взгляд, они не украшают городскую среду. В каких-то местах они, наверное, необходимы, но в центре города – точно нет.

ДМ: Если сравнивать современный Генеральный план с планом 2004 года. Какие изменения мы можем наблюдать, чем отличаются эти документы?

В.А. Генеральный план 2004 года предлагал частичную реконструкцию города. В первую очередь акцент делался на массовую застройку, создание новых микрорайонов на свободных от застройки территориях. Но экономический потенциал города при этом не учитывался. Показатели количества построенных квадратных метров жилья в генеральном плане 2004 года были не достижимы, не соответствовали реальному спросу. Также массовое строительство на новых территориях предполагало необходимость создания новых сетей и дорог, что требовало бы дополнительных затрат.
Идея современного генерального плана, на мой взгляд, гораздо более эффективная. Центр города действительно необходимо реконструировать и оживить, жить дальше с таким центром города не может. В Перми необходимо также стимулировать малоэтажную застройку – это близко пермскому менталитету. У многих пермяков есть дачи, кто-то предпочитает жить в коттеджах. Поэтому, чтобы создать реальную альтернативу существующей ситуации, и чтобы не было активного оттока населения из города, необходимо строительство коттеджей и таунхаусов в черте города, в прилегающих к центру территориях. Но самое главное, необходимо, чтобы у города была продуманная архитектура, именно она предает целостный законченный облик городу.
Необходимо понимать, что есть стратегические цели и задачи, направленные на долгосрочный период, они связаны с решением сложных экономических и политических вопросов. Но чтобы город рос и развивался, необходимо также заниматься не только дорогими и сложными проектами, рассчитанными на долгосрочный период, но и относительно небольшими проектами, результаты которых будут видны в короткий срок. Например, появление бордюрных камней на улицах, реконструкция тротуаров и устройство газонов приводит к сокращению количества грязи на улицах и делает город комфортным. Появление парков и скверов, скамеек, фонарей – позволяет улучшить облик города в короткий период времени.