Специалисты Агентства РАДАР провели сравнительный анализ качества работы пассажирского транспорта в городах России

8 апреля, 2021 admin 0

В период с 2014 до 2020 г.г. специалистами ООО «Агентство дорожной информации РАДАР»  были проведены работы по обследованию и оптимизации маршрутных сетей городского пассажирского транспорта общего пользования во множестве российских городов. В ходе выполнения данных работ был собран большой объем данных, были созданы прогнозные транспортные модели, которые постоянно обновляются и актуализируются. Накопленный массив данных позволил рассчитать ряд показателей, характеризующих качество работы пассажирского транспорта в данных городах, которые интересно сравнить между собой. Полученные значения показателей представлены в таблице.
табличка по городам
Представленные в таблице показатели рассчитаны с помощью прогнозных транспортных моделей представленных городов. Часть показателей является чисто статистическими, например, средняя длина маршрута, среднее количество остановок на маршруте или количество подвижного состава. Другие показатели получены с помощью расчетных параметров, рассчитанных на транспортных моделях. Это показатели, связанные с перераспределением транспортного спроса, например, такие как средний пассажиропоток на единицу подвижного состава, коэффициент сменяемости пассажиров, среднее количество пассажиров в салоне транспортного средства.
Полученные показатели позволяют сравнить между собой как работу различных систем транспорта – автобуса и трамвая, так и сравнить между собой работу транспортных систем разных городов.
Можно отметить, что в среднем путевая скорость на трамвайных маршрутах ниже, чем на автобусных. Это связано с рядом факторов. Во-первых, трамвайные маршруты проходят обычно в центральных районах городов и не всегда обособлены от автомобильного транспорта, в то время как автобусные маршруты проходят и по периферийным частям городов, где скорость движения выше ввиду отсутствия заторов. Во-вторых, рельсы в большинстве городов находятся не в нормативном состоянии, и для трамвая действуют ограничения в скорости из-за вопросов безопасности эксплуатации.
Другим интересным показателем является средний суточный пассажиропоток, приходящийся на одну единицу подвижного состава. Так, для Перми значение данного показателя для автобусных маршрутов является наибольшим для представленных городов, что говорит о высокой эффективности использования провозной способности автобусных линий. При этом для трамвайных маршрутов значение данного показателя сопоставимо со значением для автобуса, что говорит о гораздо меньшей эффективности использования провозной способности трамвайных линий. Для сравнения, в городах Улан-Удэ, Самара, Ижевск провозная способность трамвая используется более эффективно.
Интересны также показатели, характеризующие экономическую эффективность маршрутной сети. Данные показатели зависят от пассажиропотока и от коэффициента сменяемости. Так, по представленным показателям для автобусных маршрутов средняя выручка на 1 км пробега подвижного состава коррелирует с провозной способностью подвижного состава, поэтому для г. Улан-Удэ, Кемерово и Томска, где преобладает малый и средний класс подвижного состава, значение данного показателя ниже, чем для Перми и Самары, где преобладает подвижной состав большого класса. При этом трамвай  наиболее экономически эффективен в Самаре и Ижевске и наименее эффективен в Кемерово. На среднем уровне находится выручка на 1 км пробега трамвая в городах Пермь, Улан-Удэ, Томск.