Состоялся научно-практический семинар на тему: «Методология повышения качества перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам»

6 апреля, 2015 admin 0

27 марта 2015 года состоялся научно-практический семинар на тему: «Методология повышения качества перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам».

На семинаре присутствовали представитель МУП «ПермГорЭлектроТранс» Путин Анатолий Алексеевич, д.т.н., заведующий кафедрой автомобильного транспорта Оренбургского государственного университета Якунин Николай Николаевич, руководитель Пермской дирекции дорожного движения Кис Максим Леонидович, генеральный директор ООО «Прокарт» Гвоздев Денис Валерьевич, генеральный директор ООО «Агентство дорожной информации РАДАР» Попов Юрий Александрович, начальник отдела контроля и управления дорожным движением Васькина Екатерина Владимировна, руководитель сетевого издания Центр дорожной информации Нестерова Александра Сергеевна, начальник МБУ «ГорТранс» Дорощенко Ростислав Олегович, руководитель отдела дорожного движения Департамента дорог и транспорта Администрации г. Перми Мамонова Елена Александровна.

Руководитель семинара: Якимов Михаил Ростиславович, доктор технических наук, профессор Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ), директор Института транспортного планирования ОО “Российская академия транспорта”.

В рамках научно-практического семинара свои исследования представила Якунина Наталья Владимировна на тему «Методология повышения качества перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам».

«Транспортная отрасль представляет собой сложную систему, выполняющую функции перевозок пассажиров и грузов, обеспечения безопасности, политического, экономического, социального единства страны, комфортного проживания населения. Первостепенное значение перевозок пассажиров автомобильным транспортом определяется тем, что им выполняется до 60 % транспортной работы».

«Вместе с тем, в сфере пассажирского автомобильного транспорта имеются серьёзные проблемы. Значительная часть парка автобусов физически и морально изношена. Около 46 % подвижного состава имеет возраст с начала эксплуатации 10 и более лет. Обновление парка подвижного состава происходит с отставанием от темпов износа. Большую долю в структуре пассажирского автомобильного транспорта занимают автобусы особо малой вместимости. Высокие темпы автомобилизации, медленное развитие дорог привели к тому, что пропускная способность маршрутной улично-дорожной сети в городах оказалась исчерпанной. В результате увеличилось время поездок. Безопасность перевозок пассажиров отстаёт от мирового уровня. Остаётся высоким вклад автомобильного транспорта в загрязнение окружающей среды. Высокая децентрализация управления отраслью, отсутствие научного обоснования процедур допуска хозяйствующих субъектов к перевозкам пассажиров породили противоречия между участниками транспортного процесса. Принципиально изменилась система управления отраслью. Такое положение требует разработки современных методов повышения эффективности транспортной деятельности с учетом системного подхода. Первоочередной задачей стало научное обоснование современных требований к организации транспортного процесса, направленных на повышение качества и безопасности, развитие методологии, способной обеспечить выполнение этих требований».

По словам Якуниной Натальи Владимировны, эффективное решение данной крупной народнохозяйственной и социальной проблемы должно опираться на комплексное решение таких задач, как: совершенствование нормативно-правовой базы в сфере автомобильного транспорта, регламентирующей не только взаимодействие участников транспортного процесса, но и технологические требования к его участникам; обеспечение соответствия организационно-функциональной структуры участников транспортного процесса современным требованиям; научное обоснование процедур допуска хозяйствующих субъектов к перевозкам пассажиров; расширение применения современных средств объективного контроля с использованием информации глобальной навигационной системы с построением на этой базе характеристик репутации перевозчика; оптимизация структуры подвижного состава пассажирского автомобильного транспорта с учётом практически не увеличивающейся пропускной способности маршрутной транспортной сети городов; повышение значимости и расширение использования современных методов подтверждения качества оказываемых услуг.

“Исходя из изложенного, проблема качества перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам является очень актуальной”.

После этого Наталье Владимировне был задан ряд вопросов, а затем состоялось обсуждение рабочей группы.

Кис М.Л.: Почему из разных сфер жизни именно этот раздел «транспортное обслуживание» подлежит ограничению, регламентации? Почему технологию оценки качества Вы разрабатывали именно по отношению к транспорту, а не к какому-либо другому товару или услуге?

Якунина Н.В.: Все пользуются транспортом, все понимают проблемы транспорта. Оценка качества предполагает обратную связь, именно оценку потребителей. Должны осуществляться постоянные опросы потребителей, обследования пассажиропотоков. Когда эти мероприятия будут постоянны, качество будет на должном уровне.

Гвоздев Д.В.: Транспорт – это услуга. Вы говорите, оценку качества нужно регулярно мониторить. Потребителем является пассажир. А оценку качества работы перевозчиков осуществляют органы власти. Этой связки нет. Это одна из проблем транспортной услуги. Как она решается?

Якунина Н.В.: Она может решиться путем проведения обследований, опросов. Нами было опрошено более 400 пассажиров, которые отвечали на вопрос: «Что является качеством перевозки пассажиров». Из этих показателей мы выбирали и отсеивали малозначимые, затем их сгруппировали и получили 24 показателя. Самые значимые: безопасность транспортного процесса, исправность транспортных средств, соблюдение расписания.

Гвоздев Д.В.: Вы разделяли перевозки на городские и не городские?

Якунина Н.В.: Да. Но оценки практически одинаковые. Несмотря на то, что опрос мы проводили в городе, полученные результаты можно использовать и в межгородских, и в региональных перевозках.

Кис М.Л.: Хочется отметить, что наблюдается очень высокая значимость показателя соблюдение расписания, при этом для междугородних перевозок это действительно важно. А в городе люди не всегда идут к конкретному автобусу. Что важнее человеку интервал движения или расписание?

Якунина Н.В.: У нас есть такие маршруты в отдаленные районы, в санатории, на которых важно расписание. Однако в городе много транспортных средств, которые идут в одном направлении, и без разницы, в какой маршрут они сядут.

Якимов М.Р.: Что такое квалиметрия? Как мы от 45 показателей пришли к 24? Можете привести пример?

Якунина Н.В.: Квалиметрия – это наука о качестве. По оценке критериев по Стьюденту выделила малозначимые показатели. Определила в весах, дальше с доверительной вероятностью отсеивала. Проверяла независимости в каждой группе показателей по математическим критериям.

Гвоздев Д.В.: Цель вашей диссертации заключалась в том, чтобы выработать методологию воздействия на транспортную систему, которая в итоге бы привела к повышению качества услуги через те критерии, которые вы обозначили. Я правильно понимаю, что вы предлагаете на территории Оренбургской области возобновление обязательной сертификации?

Якунина Н.В.: Мы не можем ее считать обязательной, потому что она добровольная. Мы используем ее как мотивирующее звено. До 2003 она была обязательна. С того периода ситуация стала хуже.

Кис М.Л.: На слайде сравнивается организационная структура перевозчика с идеальной организационной структурой. Что это такое?

Якунина Н.В.: Там организовано все. Она соответствует тому коэффициенту, который максимально возможен. Все подсистемы выполняются.

Якимов М.Р.: Советую вам сформулировать практическую значимость раздела ваших исследований, которые касаются оценки организационно-функциональной структуры и распределения их нормативной базе по контрольным органам. Вы получили новые знания, как эти знания помогут вам? Вы ведь выводов никаких не делаете, тогда зачем это? Что бы изменилось, если цифры оказались другие? Нужно соединить эту часть с остальной работой и сделать выводы.

Кис М.Л.: Если мы говорим про качество и про контроль качества, наверно, всякая система контроля несет какие-то затраты. Мы как заказчики транспортного обслуживания, муниципальные заказчики, мы контролируем качество услуги. Но, как правило, мы не погружаемся в весь процесс, погружаемся в разной степени. При каждом этапе погружения цена системы контроля растет. Насколько это оправдано в вашем случае?

Якунина Н.В.: Для этого мы и предлагаем сертификацию.

Кис М.Л.: В целом, очень интересно было слушать, и сама тема очень интересная. Формат доклада очень сжатый и, когда идет показ слайдов, хочется на каждом остановиться и «покопаться». Как управленец с концептуальным подходом, я не согласен, но это никак на научную ценность работы не влияет. Актуальность для страны, в которой система нормативных актов в этой сфере до сих пор не урегулирована и идет разноголосица по всем городам и субъектам, появление такой работы очень важно. Хотел бы обратить внимание, есть очень серьёзное отличие по вопросам регулирования внутригородских и междугородних перевозок. Это принципиально разные перевозки, потому что в городе есть ограниченный ресурс улично-дорожной сети. А за пределами города этот фактор не регламентирует качество предоставляемых услуг. Поэтому подходы здесь могут быть радикально разными. На мой взгляд, в презентационном материале слишком много мелкого текста. Возможно, нужно уменьшить количество текста или увеличить количество слайдов.

Дорошенко Р.О.: Есть моменты, которые мне очень понравились, например, разграничение влияния федеральных, так и отдельных органов на поведение перевозчиков. Это возможно для того, чтобы понимать, каким образом качественно влиять на перевозчиков. Не понравился не совсем одинаковый подход: в некоторых местах вы говорите о том, что все должно быть, потому что это по нормативам, а в каких-то моментах вы наоборот пытаетесь что-то перепроверять. С одной стороны мы это не рассматриваем, потому что это по нормативу, а здесь мы проверим. Но я могу ошибаться.

Мамонова Е.А.: Мне, как участнику конкурсной комиссии, очень сложно некоторые моменты переложить на практику. Есть очень интересные моменты, наверно, некоторые из них нужные. Но мне не хватило каких-то прикладных выводов: что дальше с эти делать в законодательстве, нам что с этим делать? Мне интересны были формулы, подходы, но я в них не совсем разбираюсь. В конце достигли ли мы цели, которую поставили, я не услышала, поэтому я ничего не могу сказать.

Васькина Е.В.: Я бы хотела отметить то, что сама работа понравилась. Для меня, как пассажира, эта работа представляет актуальность. Мне интересно было посмотреть ваш подход, подход к оценке качества услуг. В том числе, особенно интересно мне было посмотреть на результаты реализаций комплекса методик. Но наверно, мне не хватило еще нескольких вариантов. Вы здесь рассматриваете крайние варианты, когда 2 или 3 класса транспортных средств равняются 0. Хотелось бы какой-то идеальной совместимости по классам транспортных средств, то есть по всем 4 категориям вывести. Также хотелось бы, чтобы вы, на основе данных тех транспортных средств, которые есть в Оренбурге, решили обратную задачу.

Якунина Н.В.: В 2010 году у меня была реализация данной методики, то есть обратная задача была сделана.

Васькина Е.В.: Хотелось бы увидеть эту цифру, а также вывод о том, что количество транспортных средств необходимо понизить, например.

Путин А.А.: С точки зрения полезности, то, что результаты были приняты в закон, свидетельствует о том, что работа актуальна и полезна. Было интересно слушать. По системе расчетов, когда прошли конкурсы, есть ли какой-то контроль на следующем этапе?

Якунина Н.В.: Да, есть такой показатель, я о нем говорила, данные накапливаются, и в дальнейшей подаче документов на конкурс этот показатель учитывается, как один из показателей.

Гвоздев Д.В.: В целом, работа интересна. Что у людей власти, что в научной среде, касаемо пассажирских перевозок, зачастую обсуждается вопрос по решению каких-то оптимизационных задач, либо решению вопросов, связанных с физическими параметрами транспортного комплекса. Мне очень близок этот подход, когда предлагается заниматься именно управлением транспортным комплексом через систему качеств.

Якимов М.Р.: В заключение семинара хочу заметить, что все отмечали актуальность темы. Действительно, темы в таком рассмотрении я ранее не видел. Именно в управлении качеством работы транспорта общего пользования через систему показателей в связке с существующим законодательством. Мне очень понравилось, что довольно четко сформулирована цель, задачи и в ходе всего доклада вы говорили, что решена та или иная задача. Однако это имеет свою обратную сторону: так искусственно подводя черту, вы как бы разрываете свою тему исследования на кусочки, которые потом приводят к непониманию. Некоторые вещи интересны будут практикам, мне допустим, они не интересны, получили цифры и что дальше? Из того, что еще понравилось, Вы назвали новый термин. То что, вы никак не строите оптимизационные задачи и просто ставите задачу перевести всех пассажиров с нормированным интервалом, такая постановка возможна. В целом, работа очень актуальная. Я согласен быть оппонентом на Вашей защите.