Пятая международная конференция «Современные технологии стратегического и оперативного транспортного планирования PTV Vision

8 октября, 2009 admin 0

На пятом международном семинаре пользователей программ PTV Vision® (город Санкт-Петербург), традиционно ставшим технологической площадкой для обмена мнениями и идеями с 2005 года, в очередной раз 24-25 сентября прошла встреча с участием инженеров-транспортников, руководителей транспортных проектов и представителей заказчиков.

Всего в этом году семинар посетили 72 человека, что на 19 человек больше числа участников семинара 2008 года; в 2007 году участие в конференции приняли 49 человек. Таким образом, количество заинтересованных лиц и активных пользователей программными продуктами линейки PTV Vision ежегодно увеличивается. Состав участников показан на рисунке 1.


Рис.1. Состав участников конференции

В V международном обучающем семинаре PTV Vision® приняли участие представители Центра дорожной информации Якимов М. Р. и Ширинкин М. Н., выступающие каждый со своим докладом. Высокий уровень представленных докладов, актуальность и значимость поставленных и решенных в проектах задач свидетельствуют о современнейшем подходе специалистов нашего города к решению важных вопросов транспортного планирования. Несмотря на содержательность собственных выступлений, пермские специалисты высоко оценили уровень работ в других городах, вынесли для себя много нового по части технологической базы транспортного моделирования, создали задел для дальнейшего сотрудничества и обмена опытом.

Выступления специалистов ЦДИ проходили по следующим темам:
«Технологии прогнозирования функционирования транспортной системы региона в пространстве и времени.»
«Технологии автоматизированного создания микромоделей движения транспорта с использованием новых возможностей экспорта в программных комплексах PTV Vision Visum 11 и Vissim 5.»

Инертное развитие улично-дорожной сети городов, выражающееся в нарушении системности функционирования элементов транспортной инфраструктуры, относительно транспортно-градостроительной ситуации, усложняющейся в силу все более превалирующих социально-экономических факторов, объясняется некоторой сложностью в получении и использовании многомерных данных натурных наблюдений системы транспортного обслуживания населения города.
В связи с этим комплексный подход в разработке стратегического развития транспортной инфраструктуры города обусловил необходимость создания интегрированной транспортной городской модели. В своих докладах представителями Центра дорожной информации освещена технология решения задачи пространственного и временного анализа функционирования транспортной сети Пермского края посредством многофакторного моделирования параметров работы транспортной системы.


Рис.1. Выступление Якимова Михаила Ростиславовича

Здесь в помощь исследователю предлагаются инструменты пространственного моделирования параметров работы транспортных систем городов и регионов на макроуровне (PTV Vision® VISUM), сосредотачиваясь на построении многофакторных моделей, определяющих параметры транспортного спроса во времени. Вторую часть задачи – распределение смоделированного транспортного спроса (моделирование в пространстве), будет решать уже программный комплекс PTV Vision® VISUM.
В связи с ожидаемыми ограничениями реализации отдельных мероприятий, связанных как с реконструкцией, так и со строительством транспортной инфраструктуры, для достижения компромисса интересов соответствующих бюджетов привлечены возможности региональной модели межбюджетного регулирования (ММР).
Интегрированная транспортная городская модель используется в качестве основы разработки плана транспортного развития города, на ее основе просчитываются различные сценарии развития городской инфраструктуры и даются рекомендации.

Современные информационные технологии, а именно использование VISUM в качестве инструмента подготовки данных для VISSIM, позволяют значительно сократить затраты времени на проработку каждого варианта и повысить информативность результатов моделирования за счет появившейся в последних версиях продуктов PTV Vision возможности экспорта в программу микромоделирования PTV Vision Vissim сети и рассчитанных на ней интенсивностей транспортных потоков.
Применение данной технологии обмена информацией для моделирования дорожного движения в г. Перми особо значимо при создании значительных по площади участков сети.

Дальнейшее развитие данного программного комплекса, прежде всего, будет направлено на совершенствование интерфейса взаимодействия программ VISSIM и VISUM.
При переходе на микроуровень, для более точной детализации экспортируемых фрагментов в транспортной модели макроуровня были внесены следующие изменения:

  • Граф улично-дорожной сети дополнен «дворовыми» въездами и выездами, которые заменили примыкания к перекресткам;
  • Занесены существующие параметры циклов работы светофоров;
  • Добавлены уширения проезжих частей на перекрестках;
  • Уточнена организация движения по полосам на перекрестках;
  • Отредактированы величины желаемых скоростей на отрезках;
  • Отредактировано расположение остановочных комплексов.

По сравнению с макроуровневым моделированием микромоделирование позволяет получать результаты функционирования участка сети с учетом:
– возникновения препятствий из-за конфликтных пешеходных потоков;
– более детальной настройки работы светофорных объектов (помимо дополнительных модулей в Visum, оптимизирующих смещения светофорных циклов в сети);
– различных препятствий на отдельных полосах движения транспортных потоков (припаркованные автомобили, остановка маршрутов общественного транспорта на проезжей части).

Создание 3D-модели всей улично-дорожной сети города, как плод процесса моделирования, является основой для будущих проектов по микроделированию отдельных её участков. Как показала практика, 3D-визуализация проектов улучшает восприятие отдельных инженерных решений заказчиками, и при широком показе, позволяет привлечь внимание людей, интересующихся вопросами организации дорожного движения в городе.
Преимущество данного подхода было определено участниками семинара в первую очередь возможностью спланировать систему программных мероприятий по реконструкции автодорог. Экспорт полученных данных в систему пространственного моделирования, повышая качество как микромоделей, так и макромодели всего города, позволяет составлять обоснованные планы строительства новых автодорог.
Сложившийся после ряда выслушанных докладов неформальный режим общения различных специалистов, заинтересованных лиц, отмеченный участниками конференции, создал условия для плодотворной работы и максимальной вовлеченности в дискуссионный процесс. На конференции был проведен обзор новых возможностей и технологий расширения возможностей программных продуктов PTV Vision® VISUM и VISSIM, рассмотрена технология моделирования внешних связей в региональном транспортном планировании, произведен обмен опытом моделирования не только в информационно-технологическом, но и социально-экономическом контексте.

По мнению докладчиков, именно внедрение современных информационных технологий транспортного планирования и активное использование транспортной модели в процесс транспортного планирования является условием для создания комплексных систем оперативного управления движения.