Прогнозирование и моделирование движения транспортных потоков на участке Шоссе Космонавтов от улицы Промышленная до улицы Свиязева в городе Перми

27 февраля, 2014 admin 0

В 2013 году ООО «Агентство дорожной информации РАДАР» выполнило работу «Прогнозирование и моделирование движения транспортных потоков на участке Шоссе Космонавтов от улицы Промышленная до улицы Свиязева в городе Перми».

Объектом исследования явился участок, включающий пересечение улиц Промышленная и Шоссе Космонавтов, а также пересечение ул. Свиязева и Шоссе Космонавтов. Исследуемый участок имеет большое значение для транспортной сети города, так как он обеспечивает доступ из центра города к крупным промышленным предприятиям и к аэропорту. Вследствие того, что рассматриваемая область является крупным связующим транспортным звеном, на ней наблюдается большая интенсивность транспортных потоков в часы пик.


Рис. 1. Существующая схема организации движения на пересечении ул. Промышленная и Шоссе Космонавтов


Рис. 2. Существующая схема организации движения на пересечении ул. Свиязева и Шоссе Космонавтов

В существующей ситуации на пересечении ул. Промышленной и Шоссе Космонавтов транспортные потоки, следующие по Шоссе Космонавтов в обоих направлениях, затрудняют движение ТС, въезжающих на Шоссе Космонавтов с севера и юга перекрестка.

Для определения оптимальной схемы на участке Шоссе Космонавтов от ул. Промышленной до ул. Свиязева было проведено моделирование существующей ситуации и 4 проектных предложений.

Моделирование существующей ситуации в вечерний час пик показало, что задержки возникают на пересечении Шоссе Космонавтов – ул. Промышленная с юга рассматриваемого пересечения (рисунок 3).


Рис. 3. Фрагмент области моделирования существующей ситуации в вечерний час пик (865-ая секунда имитации)

Задержки ТС связаны с возникновением риска ДТП, которое может произойти при повороте направо с ул. Промышленной на Шоссе Космонавтов. ТС, поворачивающие в данном направлении, ожидают начала горения красного сигнала светофора на остановке Верхние Муллы, который запрещает движение ТС по Шоссе Космонавтов. Только в данный период времени ТС могут покинуть данный перекресток.

В связи с тем, что ТС, поворачивающие на Шоссе Космонавтов, испытывают существенные задержки, возникает затор на протяжении всей ул. Промышленной, т.к. проезжая часть перед перекрестком состоит всего из одной полосы.

Кроме того, возникает затор на пересечении Шоссе Космонавтов – ул. Мира – ул. Свиязева.


Рис. 4. Фрагмент области моделирования существующей ситуации в вечерний час пик (1421-ая секунда имитации)

Затор возникает при въезде на перекресток со стороны ул. Свиязева. Возникновение затора связано, прежде всего, с малой продолжительностью фазы для движения данного транспортного потока. За один цикл перекресток успевает покинуть около 4-5 ТС с данного направления.

Проектное предложение 1 предусматривало строительство эстакады над пересечением ул. Промышленной и Шоссе Космонавтов. Данное проектное предложение показало лучшие показатели эффективности функционирования рассматриваемого участка УДС, вследствие того, что строительство эстакады значительно повышает скорость и уменьшает задержки для ТС, следующих по Шоссе Космонавтов в обоих направлениях.


Рис. 5. Фрагмент области моделирования проектного предложения 1 в вечерний час пик (877-ая секунда имитации)


Рис. 6. Фрагмент области моделирования проектного предложения 1 в вечерний час пик (1389-ая секунда имитации)

Проектное предложение 2, кроме строительства эстакады, предполагает также организацию кругового движения на пересечении ул. Свиязева и Шоссе Космонавтов с приоритетом на круге. Данное изменение ухудшает показатели эффективности функционирования перекрестка.


Рис. 7. Фрагмент области моделирования проектного предложения 2 в вечерний час пик (876-ая секунда имитации)

Ухудшение происходит вследствие того, что ТС, следующие с востока Шоссе Космонавтов, перестраиваются из 2 полос в 1, из-за чего происходят дополнительные задержки. ТС, следующие с запада Шоссе Космонавтов, также испытывают задержки вследствие множественных перестроений ТС, следующих в направлении ул. Свиязева.


Рис. 8. Фрагмент области моделирования проектного предложения 2 в вечерний час пик (876-ая секунда имитации)

Также было проведено моделирование проектного предложения 3, которое, кроме строительства эстакады и организации кругового движения, предполагает также организацию подземного пешеходного перехода на остановке общественного транспорта «Школа №107». Данное изменение повышает скорость ТС, следующих по Шоссе Космонавтов, т.к. светофорное регулирование, осуществляемое на этой остановке, в существующей ситуации затрудняло их движение.


Рис. 9. Фрагмент области моделирования проектного предложения 3 в вечерний час пик (485-ая секунда имитации)


Рис. 10. Фрагмент области моделирования проектного предложения 3 в вечерний час пик (952-ая секунда имитации)

Кроме того, было проведено моделирование проектного предложения 4, предусматривающего увеличение количества полос на Шоссе Космонавтов до 3-х, а также на круговой развязке Шоссе Космонавтов-Свиязева-Мира. Также данное проектное предложение подразумевает организацию светофорного регулирования на пересечении ул. Промышленная – Шоссе Космонавтов.


Рис. 11. Фрагмент области моделирования проектного предложения 4 в вечерний час пик (477-ая секунда имитации)

В результате моделирования данного проектного предложения было выявлено, что необходимо оптимизировать цикл светофорного регулирования на Шоссе Космонавтов – Промышленной, т.к. при данном светофорном регулировании возникают задержки у ТС, следующих с юга ул. Промышленной.


Рис. 12. Фрагмент области моделирования проектного предложения 4 в вечерний час пик (1763-ая секунда имитации)

Также необходимо провести дополнительный анализ для всех проектных предложений, позволяющий оценивать показатели скорости для каждого направления в отдельности.