Приоритет общественному транспорту — время и деньги.

23 октября, 2008 admin 1

Стремление отдельного человека к повышению качества жизни, в частности перемещение на личном автотранспорте, делает неизбежным его вмешательство в общественную жизнь. Такой парадокс становится вполне объяснимым при подсчете той площади муниципальных земель, которая оказывается выведенной из полезного оборота под простаивание массы машин, находящихся в чьем-то личном распоряжении.

Причины возникновения транспортных заторов всем известны, при этом мало кому из сидящих за рулем автомобилистов приходит на ум, что сейчас, когда проблема размещения всего количества индивидуального транспорта на дорогах встает буквально ребром, те квадратные метры, располагающиеся под ними, обретают значимость в той же прогрессии, что и появление на городских дорогах претендующих на эти метры владельцев авто.

Немного цифр
Длина проезжей части пермских дорог составляет 1000 км, ширина – 10 м, отсюда площадь – 10 000 000 кв. м. По данным различных источников, на территории Перми зарегистрировано около 250 тысяч автотранспортных средств, средняя площадь, занимаемая легковым автомобилем, 6 кв. м. То есть даже если половина всех автолюбителей отправится в путь, понадобится
125 000 * 6 = 750 000 кв. м. дороги только «под них»;
10 000 000 : 750 000 = 13,3 кв. м. – для проезда на каждую машину.
Смешное число, ни правда ли? Однако именно так и получается в жизни, именно такое расстояние способно преодолевать транспортное средство по причине необходимости считаться с каждым, выехавшим на собственном авто. Таким образом для граждан это переходит в вопрос времени, затраты которого можно представить в денежном эквиваленте.
Обратимся же к непосредственным расчетам, исходя из интересов граждан и соответствующих организаций.

Время – деньги!
Рассмотрим в качестве примера жителя Перми, работающего по стандартному графику, добирающегося до места работы на общественном транспорте. Допустим в нормальных условиях (т. е. исключая влияние индивидуального транспорта) он бы тратил на проезд 10-15 мин. и относился бы к этим затратам времени как к должным. Но когда эти временные рамки возрастают в несколько раз, причем явно и далеко не по субъективным причинам, этот человек будет относить личное время, потраченное на проезд до работы, к категории рабочего. Средняя заработная плата среднестатистического работника в Перми составляет 18 100 р. или З/П ср.(мес.) = 18 100 р. (1 месяц = 8час*5 дней*4 нед. = 160 рабочих часов)
З/П ср.(час) = 18 100:160 ч = 113,12 р. – номинальное значение;
З/П ср.(мин) = 1,9 р.;
Учитывая время проезда, работник затрачивает в день в среднем на 2 ч больше, т.е. недополучает 113,12р.*2ч = 226,24 р. каждый день, либо это время удешевляет его труд:
(1 месяц = 10 час*5 дней*4 нед. = 200 рабочих часов)
З/П ср.(час) = 18 100: 200 ч = 90,5р. – фактическое значение;
т.е. на 113,12-90,5 = 22,62р. стоимость 1 часа для работника ниже при той же величине заработной платы, но с увеличившимся количеством этих часов.
Экономия при исключении потерь времени: З/П (номин)-З/П(факт) = 113,12-90,5 = 22,62р.
или 22,62*160 ч = 3619,2 р. в месяц.
После проведения мероприятий по выделению трамвайных путей на центральных городских улицах скорость передвижения трамваев увеличилась на 3,2 км/ч, это позволило на 28% сократить время одной поездки.
Средние затраты времени на 1 поездку – 45 мин, после выделения путей – 45*72%=32,4 мин; стоимость 1 мин труда =1,9 р.
Сокращенное время = 45 – 32,4 = 12,6 мин.
Экономия составила 12,6мин*1,9р. = 23,9 р. – за одну поездку.
Всего 40 поездок в месяц, это дает Экономию = 23,9*40 = 956 р./мес.
Таким образом, Экономию времени для одного работника можно оценить суммой
-от 956 р. в месяц – при сокращении потерь времени на 28%
-до 3619,2 р. в месяц – при полном исключении потерь времени на дорогу.

 

ДО проведенных мероприятий

ПОСЛЕ
проведенных мероприятий

Денежная оценка 1 рабочего часа, руб.

90,5

113,12

Время 1 поездки на общественном транспорте, мин

45

32,4

Количество отработанных часов, час

200

160

Дороги – чтобы ездить…
Погружаясь в бесконечные проблемы по содержанию собственного транспорта, человек недооценивает влияние своего непосредственного участия в эксплуатации автомобильных дорог города. А стоит ли заниматься строительством дополнительных, объездных путей, решая, казалось бы, вопрос свободного передвижения, если в итоге это само по себе еще и способствует большей загруженности центра города? Активное стимулирование к использованию общественного транспорта позволит свести самопроизвол на дорогах и улицах города к минимуму.
Как же скажутся проведенные мероприятия на пермских дорогах и улицах с точки зрения бюджетных затрат?
По данным «Центра дорожной информации» единовременно по УДС общей длиной 1000 км движутся 16760 автомобилей с интервалом 42 м, т.е. плотность движения составляет 23,7 автомобиля на км. Наполненность 1 автомобиля примерно 1,45 чел., т.е. Численность пассажиров, передвигающихся на легковых автомобилях 16760*1,45 = 24302 чел.
После проведенных мероприятий эта численность снизилась примерно на 830 чел. (наряду с возросшим числом пассажиров общественного транспорта), т. е. стала 24302-830 = 23472 чел. – это 16187 автомобиля наполненностью 1,45 чел.
На 16760 движущихся автомобилей с плотностью 23,7 автомобиля на 1 км приходится 707 погонных км проезжей части.
На 16187 движущихся автомобилей с той же плотностью приходится 683 км трассы.
То есть 707-683 = 24 погонных км проезжей части – уже освободилось, это 240 000 кв.м. дороги стоимостью в среднем 5000 р. за 1 кв. м.
Таким образом, освободившуюся в результате вышеуказанных мероприятий автомобильную дорогу можно оценить суммой 1,2 млн. р. Иными словами это есть та сумма которую сэкономил городской бюджет в результате мероприятий по выделению трамвайных путей.

Промежуточные итоги
Последствия выделения трамвайных путей как мероприятия по передаче приоритета общественному транспорту:
положительные
-ритмичность, налаженность движения общественного транспорта;
-популяризация общественного транспорта у населения;
-полная ликвидация простоев общественного транспорта в пробках из-за индивидуального транспорта;
-своевременная доставка большего числа людей до работы;
-решение вопросов личного времени, мест парковок, денежных расходов;
-перераспределение расходов бюджета в пользу транспортных средств;
-улучшение окупаемости общественного транспорта в связи с увеличившимся пассажиропотоком.

отрицательные
-ухудшение положения автовладельцев на дороге;
-увеличение потребности в регулировке движения;
-уменьшение пополняемости бюджета за счет снижения затрат граждан на содержание легковых автомобилей (в случае массового перехода на пользование общественным транспортом)

Что касается условий и качества перевозок, то хотелось бы отметить зависимость решения этого вопроса от целесообразности проведения мероприятий по передаче приоритета общественному транспорту.
Показанный эффект с точки зрения денежных затрат, времени и пространства от перехода автомобилистов на пользование транспорта в пользу общественного доказывает целесообразность проведения данных мероприятий.