Новое в работе над транспортным разделом Мастер-плана

13 июля, 2009 admin 0

Совместная работа специалистов по транспортному планированию “Центра дорожной информации” и компании POYRY ведется над проектированием улично-дорожной сети города Перми. На этот раз сотрудники Центра принимали иностранных гостей в нашем городе; поставленные на период приезда зарубежных коллег задачи выполнены за три дня. Генеральная цель работы – определение наиболее оптимального плана развития транспортной инфраструктуры города с перспективой на 2025 год.

Этапы проектирования
Процесс проектировки улично-дорожной сети проходил по следующим этапам:

  1. определение параметров оценки вариантов планировки улично-дорожной сети города;
  2. определение объемов транзита и транспортного движения по отдельным городским территориям;
  3. разработка возможных сценариев развития улично-дорожной сети;
  4. моделирование разработанных сценариев развития улично-дорожной сети на транспортной модели г. Перми;
  5. сравнение полученных значений параметров;
  6. вывод по результатам.

Определение параметров оценки вариантов планировки
Наиболее значимыми параметрами для оценки вариантов проектирования улично-дорожной сети города были определены следующие показатели:

  • среднее время реализации транспортных корреспонденций
  • количество въезжающих в ЦПР и выезжающих из него автомобилей и пассажиров ОТ

Въезжающие и выезжающие потоки были посчитаны для трех областей. Первая, вторая и третья линии подсчета показаны на рисунке 1.


Рис.1. Линии подсчета въезжающих и выезжающих потоков.

Анализ транзита в разрезе транспортных потоков
Одним из главных путей развития улично-дорожной сети города является вывод транспортных потоков из центра города. Особую роль в этом решении играет транзитный транспорт. В связи с этим на транспортной модели был проведен расчет величины транзита через ЦПР. Результаты моделирования представлены в таблице 1.

Таблица 1. Объемы транспортного движения по отдельным городским территориям


Вид корреспонденций ИТ


Количество автомобилей, ед.


Доля из общего количества
корреспонденций на ИТ, %

Въезжающие в ЦПР

212 000

21


из них: выезжающие (транзит)


18 900


9*

Выезжающие из ЦПР

212 000

21

Не заезжающие в
ЦПР

592 000

58

Всего
корреспонденций ИТ


1 015 000


100

*Доля в общем количестве въезжающих в ЦПР.

Доля транзитного транспорта, проезжающего в зоне ЦПР, составляет 9% от общего количества автомобилей, въезжающих в данную область. Следовательно, можно заключить, что строительство дорожных объектов не является способом разгрузки центра города, так как вывод транзита за пределы ЦПР позволит уменьшить входящий поток не более чем на 9%.

Разработка плана развития улично-дорожной сети
План стратегического развития транспортной инфраструктуры города основывается на анализе перспективных вариантов проектирования улично-дорожной сети. Всего было разработано и промоделировано 18 сценариев развития улично-дорожной сети.

За основу для моделирования была взята модель существующего положения – с сетью и расселением жителей на 2009 год. По модели существующего положения был создан базовый прогнозный вариант – существующая сеть, новый спрос и введенные, но не открытые возможные варианты новых участков сети, список которых взят из разных концепций, каждая из которых является способом реализации различных подходов к развитию сети. Изменения спроса представлены в таблице 2.

Таблица 2. Изменения в расселении жителей и дислокации рабочих мест



Новая страница 1

 


Название территории


Постоянные жители


Рабочие и учебные места


тыс. чел.


тыс. чел.


2007


2025


2007


2025


 

Пермская агломерация в целом

1 490

1 490

750

750


 

из них:

 

 

 

 

3.1.

в городе Перми

987

990

570

590


 


из них:

 

 

 

 


3.1.1.

Левый берег,
включая ЦПР

770

780

490

500


3.1.1.1


из них в ЦПР

194

213

180

210


3.1.2.

Правый берег

218

210

80

90


3.2.

Другие районы

503

500

180

160

Возможные варианты развития сети представлены на рисунке 2.


Рис. 2. Участки улично-дорожной сети г. Перми.

Различные цвета указывают на принадлежность участков УДС к той или иной разрабатываемой ранее концепции по совершенствованию улично-дорожной сети города Перми.

Красные линии – возможные створы нового моста через р. Каму, а также участки улично-дорожной сети, которые служат для соединения моста с существующей сетью (подходы).

Зеленые линии – участки улично-дорожной сети, относящиеся к трамвайным линиям «long-line». «Long-line» – это концепция, предложенная специалистами KСАР, по формированию и развитию продольных связей микрорайонов города в направлении с востока на запад, используя подходящее для этого параллельное и перпендикулярное расположение улиц города Перми.

Голубые линии – остальные участки сети, взятые из других предлагаемых ранее концепций развития улично-дорожной сети.

Сценарии составлялись путем ввода одного или нескольких участков в комплекс изменений предыдущих сценариев. Каждый сценарий оценивался по установленным параметрам. Выбранный исходя из присвоенных оценок наиболее оптимальный вариант в следующем сценарии рассматривался в качестве базового.

Описание разработанных сценариев
Сценарий №1.
Соединение ул. Уинская с Восточным обходом: по три полосы движения в каждую сторону на ул. Старцева, по две полосы на продолжении – рисунок 3.


Рис. 3. Участки сети по сценарию 1.

Сценарий №2.
Мост в створе пл. Гайдара: скорость движения 60 км/ч, три полосы движения на мосту, две полосы на подходах в каждую сторону, ? включая мероприятия по первому сценарию – рисунок 4.


Рис. 4. Участки сети по сценарию 2.

Сценарий №3.
Ул. Строителей на участке от ул. Локомотивная до перехода Чкалова-Стаханова: скорость движения 80 км/ч, ? включая мероприятия по второму сценарию – рисунок 5.


Рис. 5. Участки сети по сценарию 3.

Сценарий №4.
Ул. Строителей от ул. Куфонина до ул. Локомотивная: три полосы движения в каждую сторону со скоростью 80 км/ч, результатом чего является снижение интенсивности движения на 5000 авт/сутки между улицами Уинской и Г. Хасана на Восточном обходе, ? включая мероприятия по третьему сценарию – рисунок 6.


Рис. 6. Участки сети по сценарию 4.

Сценарий №5.
Соответствие сценарию №4, но без учета моста в створе пл. Гайдара.

Сценарий №6.
Мотовилихинский мост: скорость движения 60 км/ч в три полосы для движения в каждую сторону с подходами до Дороги дружбы и ул. Уинская: движение со скоростью 60 км/ч, 2 полосы, ? включая мероприятия по пятому сценарию – рисунок 7.


Рис. 7. Участки сети по сценарию 6.

Сценарий 7.
Мост в створе ул. Крупская: скорость движения 60 км/ч по трем полосам ? с подходом до Дороги дружбы в условиях движения со скоростью 60 км/ч в 2 полосы (пересечения с ул. Орджоникидзе нет), ? включая мероприятия по пятому сценарию – рисунок 8.


Рис. 8. Участки сети по сценарию 7.

Сценарий 8.
Соответствие сценарию №3, но по две полосы на ул. Строителей.

Сценарий 9.
«Long-line» на ул. Революции между проспектом Парковым и улицей Уинской, где допустимая скорость движения 50 км/ч, 2 полосы в каждую сторону, ? включая мероприятия по восьмому сценарию – рисунок 9.


Рис. 9. Участки сети по сценарию 9.

Сценарий 10.
«Long-line» на ул. Орджоникидзе между станцией «Пермь-1» и районом Мотовилиха, объезд пл. Восстания, ? включая мероприятия по восьмому сценарию – рисунок 10.


Рис. 10. Участки сети по сценарию 10.

Сценарий 11.
«Long-line» на ул. Революции между улицами Куфонина и Шоссе Космонавтов, ? включая мероприятия по девятому сценарию – рисунок 11.


Рис. 11. Участки сети по сценарию 11.

Сценарий 12.
Соответствие сценарию №11, включая мероприятия по 10-му сценарию.

Сценарий 13.
Подход к мосту с выходом на пл. Гайдара соединяется с дорогой Дружбы и ул. Докучаева в условиях двух полос для движения в одну сторону со скоростью 60 км/ч, в результате чего сделан вывод о необходимости только одной полосы для движения, ? включая мероприятия по восьмому сценарию.

Сценарий 14.
Расширение объездной дороги до двух полос для движения в каждом направлении по всей длине, в результате чего сделан вывод о необходимости только одной полосы для движения между ул. Г. Хасана и пересечением с ул. Уинская, ? включая мероприятия по восьмому сценарию – рисунок 12.


Рис. 12. Участки сети по сценарию 14.

Сценарий 15.
Ул. Целинная от продолжения ул. Уинская с двумя полосами для движения в каждом направлении, допустимая скорость 60 км/ч, ? включая мероприятия по восьмому сценарию – рисунок 13.


Рис. 13. Участки сети по сценарию 15.

Сценарий 16.
Ул. Целинная от продолжения ул. Макаренко с двумя полосами для движения в каждом направлении, допустимая скорость 50 км/ч, ? включая мероприятия по восьмому сценарию – рисунок 14.


Рис. 14. Участки сети по сценарию 16.

Сценарий 17.
Соответствие сценарию №14, но с единственной полосой для движения на объездной дороге между ул. Уинской и ул. Г. Хасана, в две полосы от ул. Уинской до Чусовского моста; соединение трех элементов: подхода к мосту с выходом на пл. Гайдара, улицы Докучаева, дороги Дружбы. «Long-line» на ул. Орджоникидзе и объезд пл. Восстания по сценарию №10.

Сценарий 18.
Соответствие сценарию №9, ? включая мероприятия по 17-му сценарию.

Результаты моделирования сценариев
Результаты моделирования представлены в таблицах 3 и 4.
Таблица 3. Значения параметров оценки для базового варианта и всех сценариев





сценария


Центральный планировочный район

(первая
линия подсчета)

ИТ

ОТ

   

въезжа

ющие

выезжа

ющие

въезжа

ющие

выезжа

ющие


количество


въезжающих


количество


выезжающих

Базовый

вариант

210 039

213 178

230 760

224 559

440 799

437 737

1

208 646

211 655

232 261

226 160

440 907

437 815

2

204 522

207 599

235 900

229 741

440 422

437 340

3

203 289

205 709

237 877

231 848

441 166

437 557

4

205 215

207 703

240 114

234 004

445 329

441 707

5

211 462

214 674

236 496

230 380

447 958

445 054

6

206 779

209 968

240 856

234 823

447 635

444 791

7

207 152

210 526

240 882

234 880

448 034

445 406

8

203 280

205 746

237 612

231 558

440 892

437 304

9

201 792

204 220

236 710

230 728

438 502

434 948

10

206 547

208 181

239 788

233 815

446 335

441 996

11

201 918

204 244

237 191

231 219

439 109

435 463

12

205 386

207 876

239 342

233 412

444 728

441 288

13

205 671

208 173

240 235

234 266

445 906

442 439

14

203 730

206 014

238 195

232 410

441 925

438 424

15

204 794

207 211

238 991

233 126

443 785

440 337

16

204 713

207 190

239 134

233 207

443 847

440 397

17

209 750

212 199

242 139

236 473

451 889

448 672

18

208 438

210 991

241 142

235 532

449 580

446 523







 сценария

Вторая линия
подсчета

ИТ

ОТ

 

 

въезжа

ющие

выезжа

ющие

въезжа

ющие

выезжа

ющие

коли

чество

въезжающих

коли

чество

выезжающих

Базовый

 вариант

202 701

206 384

258 203

261 447

460 904

467 831

1

201 596

205 632

259 719

262 932

461 315

468 564

2

193 008

196 629

264 537

267 413

457 545

464 042

3

186 459

190 938

268 794

271 714

455 253

462 652

4

187 703

191 905

270 891

273 884

458 594

465 789

5

196 471

200 895

266 191

269 467

462 662

470 362

6

191 302

195 007

271 824

275 168

463 126

470 175

7

190 561

194 077

271 808

275 105

462 369

469 182

8

186 777

191 199

268 103

271 011

454 880

462 210

9

185 993

189 949

267 515

270 470

453 508

460 419

10

184 827

189 460

269 299

272 141

454 126

461 601

11

184 701

189 879

268 326

271 269

453 027

461 148

12

182 828

187 560

269 363

272 208

452 191

459 768

13

189 372

193 947

271 361

274 042

460 733

467 989

14

186 466

190 963

267 983

270 871

454 449

461 834

15

187 215

191 869

268 839

271 658

456 054

463 527

16

187 128

191 947

268 819

271 661

455 947

463 608

17

186 899

191 714

271 582

274 272

458 481

465 986

18

186 667

190 706

270 842

273 570

457 509

464 276

сценария

Третья линия
подсчета

ИТ

ОТ

 

 

Въезжа

ющие

Выезжа

ющие

Въезжа

ющие

Выезжа

ющие

коли

чество

въезжающих

коли

чество

выезжающих

Базовый

вариант

150 311

150 267

226 694

224 247

377 005

374 514

1

149 875

149 880

228 110

225 679

377 985

375 559

2

143 157

142 755

232 960

230 273

376 117

373 028

3

138 634

138 471

237 204

234 509

375 838

372 980

4

140 444

140 448

239 710

237 104

380 154

377 552

5

147 415

148 068

234 934

232 572

382 349

380 640

6

142 878

143 806

241 171

238 952

384 049

382 758

7

141 494

142 336

241 507

239 253

383 001

381 589

8

138 696

138 608

236 514

233 841

375 210

372 449

9

138 842

138 801

236 373

233 775

375 215

372 576

10

140 275

140 142

237 112

234 431

377 387

374 573

11

138 001

138 836

237 182

234 575

375 183

373 411

12

139 331

140 268

237 591

234 958

376 922

375 226

13

140 944

140 898

240 289

237 474

381 233

378 372

14

138 447

138 294

236 370

233 704

374 817

371 998

15

139 381

139 341

237 085

234 411

376 466

373 752

16

139 259

138 926

237 037

234 353

376 296

373 279

17

142 455

142 567

239 859

237 093

382 314

379 660

18

142 639

142 858

239 598

236 894

382 237

379 752

Таблица 4. Среднее время реализации корреспонденций


№ сценария


Среднее время реализации
корреспонденций ИТ, мин


Базовый вариант


45,2

1

44,4

2

43,7

3

43,3

4

42,6

5

43,3

6

43,5

7

43,1

8

43,4

9

43,4

10

43,0

11

43,2

12

42,8

13

43,3

14

42,8

15

43,3

16

43,0

17

42,8

18

42,8

Лучшим считался вариант, для которого наименьшим было и среднее время реализации корреспонденций, и въезжающий в линии подсчета (то есть в центр города) поток.

  1. Задача уменьшения количества транспорта в центре города не осуществима только за счет вывода транзитных потоков в объезд ЦПР, так как транзит составляет не более 9% от количества въезжающих автомобилей.
  2. Наиболее приемлемый вариант расположения створа для нового моста – с выходом на пл. Гайдара.
  3. Наиболее оптимальный сценарий развития улично-дорожной сети – №18.

Признаны необходимыми к реализации следующие мероприятия:

  • Продолжение ул. Старцева до Восточного обхода
  • Строительство ул. Строителей на участке от ул. Локомотивная до ул. Стахановская
  • Расширение Восточного обхода от ул. Уинская до Чусовского моста
  • Строительство соединений Камской долины с ул. Докучаева и дорогой Дружбы
  • Строительство «Long-line» на ул. Орджоникидзе с объездом пл. Восстания
  • Строительство «Long-line» на ул. Революции на участке от ул. Подлесная – Ш. Космонавтов до участка ул. Макаренко – ул. Уинская

Кроме того, требуется дальнейшая проработка вариантов развития маршрутной сети общественного транспорта с учетом внесенных изменений в проектировку улично-дорожной сети, предусмотренных в итоговом сценарии.

Требуется дальнейшая проработка организации движения на наиболее сложных перекрестках с использованием пиковых нагрузок.