Отчет по результатам выполненных работ по оптимизации маршрутной сети в городе Улан-Удэ

Март 23, 2015 Александра Нестерова 1

ООО «Агентство дорожной информации «Радар» выполнило работы по обследованию пассажиропотоков на городских постоянных маршрутах и формированию предложений по оптимизации маршрутной сети в городе Улан-Удэ с проведением научного исследования.

Цель работы заключалась в оптимизации маршрутной сети в городе Улан-Удэ в целях повышения качества транспортного обслуживания населения (рисунок 1).


Рис. 1 Транспортная сеть г. Улан-Удэ

В ходе работы специалистами ООО «Агентство дорожной информации «Радар» были проделаны следующие работы:

1. Характеристика городского пассажирского транспорта общего пользования (ГПТОП), выявление особенности системы ГПТОП.

2. Разработка Методики обследований пассажиропотоков. Разработанная Методика включает в себя совокупность методов обследования, позволивших в установленные Контрактом сроки провести обследование пассажиропотоков с учетом точности принятия решений при формировании конечных предложений по оптимизации маршрутной сети г. Улан-Удэ.

3. Организация обследование пассажиропотока в г. Улан-Удэ. Обследование проходило в течение 4 будних дней, 30 апреля, 13 мая, 1, 2 октября, и в течение 2 выходных дней, 17 мая, 4 октября 2014 года. К обследованию было привлечено 240 учетчиков и 8 руководителей учетчиков.

4. Занесение полученной в ходе обследования пассажиропотоков информации об остановочных пунктах, маршрутах движения и трассировках маршрутов в специально разработанную базу данных в формате MS Access (.mdb), а также в программный комплекс PTV Vision@ VISUM для лучшей визуализации и последующего пространственного анализа (рисунки 2, 3).


Рис. 2 Картограмма дислокации остановочных пунктов на территории г. Улан-Удэ в PTV Vision@VISUM


Рис. 3 Процесс занесения информации, полученной в ходе обследования пассажиропотоков, в базу

5. В результате обработки собранных данных было заполнено 6 баз данных, с помощью SQL-запросов были сформированы эпюры пассажиропотоков на участках, на основе полученных эпюр были построены картограммы пассажиропотоков для каждого из маршрутов (рисунок 4).


Рис. 4 Базы данных

6. Анализ основных параметров функционирования системы городского пассажирского транспорта г. Улан-Удэ: анализ маршрутной сети наземного пассажирского транспорта г. Улан-Удэ, анализ распределения спроса на передвижения: мест проживания населения, мест приложения труда, мест приложения учебы, мест культурно-бытовых объектов (рисунок 5).


Рис. 5 Картограммы дублирования автобусных и трамвайных маршрутов г. Улан-Удэ

7. Функциональная характеристика существующей маршрутной сети. Были выделены диаметральные (автобусы: 2, 4, 19, 23, 24, 28, 33, 40, 44, 46, 59, 77, 82, 92, 95, 97, 100), радиальные (автобусы: 3, 5, 15, 16, 17, , 21, 25, 31, 36, 37, 42, 51, 54, 55, 63, 64, 70, 71, 80) и центральные маршруты (автобусы: 7, 12, 29, 30, 56, 57, трамваи: 1, 2, 4, 5).

8. Предоставление данных о (рисунок 6):

• вместимости, количестве и типе подвижного состава на маршрутах;

• количестве перевезенных пассажиров по часам суток в разрезе видов транспорта и по маршрутам, в том числе суммарный пассажиропоток на всех видах транспорта;

• средней дальности перевозки одного пассажира;

• использовании вместимости транспортных средств.


Рис. 6 Гистограмма данных о количестве перевезенных пассажиров по часам суток

9. Формулировка предложений по оптимизации маршрутной сети городского пассажирского транспорта и предложений по совершенствованию системы управления городским пассажирским транспортом г. Улан-Удэ.

10. Расчет необходимого количества единиц подвижного состава по каждому маршруту новой (оптимизированной) сети ГПТ с указанием минимального и максимального количества единиц по каждому маршруту (рисунок 7).


Рис. 7 Перспективная схема развития г. Улан-Удэ в соответствии с Генеральным планом

11. Разработка рекомендаций по формированию лотов на обслуживание новой (оптимизированной) маршрутной сети.

12. Разработка план-графика перехода к оптимизированной маршрутной сети ГПТОП г. Улан-Удэ.

Можно подвести итог выполненным работам: выдвинуты предложения по оптимизации маршрутной сети городского пассажирского транспорта:

• Закрыть маршруты: 5, 7, 24, 36;

• Сократить количество подвижного состава либо закрыть маршруты: 29, 30, 56;

• Изменить тип подвижного состава на маршрутах: 12, 31;

• Сократить количество подвижного состава на маршрутах: 25, 100;

• Изменить систему тарифов и ввести зональный принцип оплаты услуг по перевозке пассажиров системой ГПТОП.

• Назначить конечной остановкой автостанцию «Селенга» для всех пригородных и межмуниципальных маршрутов, путь следования которых проходит через центр города, в связи проблемой конкуренции между городским и пригородным и межмуниципальным транспортом. Это позволит сократить дублирование городских маршрутов пригородным и межмуниципальными маршрутами.

Поделиться