Отчет о поездке научного руководителя Центра дорожной информации Якимова Михаила Ростиславовича в Красноярск

13 января, 2015 admin 0

В Красноярск Михаил Ростиславович Якимов прилетел по приглашению депутата городского совета Красноярска Александра Игоревича Коропачинского. Основная цель поездки заключалась в том, чтобы представить специалистам, депутатам и другим заинтересованным лицам новые подходы к транспортному планированию и организации дорожного движения.

В первый день 20 ноября Михаил Ростиславович Якимов встретился с приглашающей стороной депутатом городского совета Красноярска Александром Игоревичем Коропачинским в офисе крупной строительной компании СМ.СИТИ.

Александр Игоревич Коропачинский рассказал, что давно интересуется транспортной темой, хотел бы сам больше понимать в этом деле и сделать так, чтобы чиновники и другие ответственные за транспортную систему города Красноярска люди стали лучше разбираться в транспортном планировании и смогли успешно применять полученные знания на практике.

После встречи Александр Игоревич Коропачинский организовал небольшую экскурсию для Михаила Ростиславовича Якимова по Красноярску, показал основные достопримечательности, улицы, развязки, мосты города Красноярска.

Во второй половине дня Михаил Ростиславович Якимов и Александр Игоревич Коропачинский отправились на встречу с главой города Акбулатовым Эдхамом Шукриевичем и его первым заместителем Титенковым Игорем Петровичем. Главе города был подарен комплект авторских книг Михаила Ростиславовича Якимова по транспортному планированию.

Был поднят вопрос о плохом состоянии общественного транспорта одновременно с высокой стоимостью проезда в транспорте. На что глава города ответил, что на это есть объективные факты, например, более высокая стоимость моторного топлива (в Красноярске оно на рубль дороже – в Перми 31, в Красноярске – 32 рубля).

После встречи с главой города, в 18:00 проводился прямой эфир на станции Авторитетное Радио или Авторадио.

Участники эфира – корреспондент Дмитрий Полушин и два гостя Михаил Ростиславович Якимов и Александр Игоревич Коропачинский. Задавались вопросы по телефону, проводился опрос жителей, что они считают необходимо сделать, чтобы улучшить состояние работы транспортной системы.

Михаил Ростиславович Якимов пояснил, что строительство ещё одного моста в Красноярске не решит проблему красноярских водителей. Чтобы избавиться от загруженности на дорогах, необходимо развивать достойную систему общественного транспорта. Также Михаил Ростиславович Якимов отметил, что сами жители города Красноярска дают какие-то пессимистичные и безрадостные оценки перспективам и возможностям вообще что-то улучшить. Большая часть говорила, что надо бы построить развязки, но говорили это с неким скепсисом и сомнением. Кто-то говорил, что нужно расширять дороги, но тоже как-то неуверенно. Кто-то говорил о необходимости построить метро. Из всех этих предложений можно было увидеть, что сами жители, которые предлагают те или иные решения, не очень-то в них и верят.

После этого Михаил Ростиславович Якимов и Александр Игоревич Коропачинский приняли участие в программе Город Прима на телеканале СТС.

Программа проводилась в формате гостей в студии. Михаил Ростиславович Якимов рассказал о том, что себестоимость одной поездки в Перми больше и подвижной состав лучше. Также рассказал про своё отношение к транспортной системе города, о том, что очень много транспортной инфраструктуры имеет низкое качество содержания и обустройства. Это видно по количеству дорожных знаков, по разметке, где она присутствует (в Красноярске она нигде и не присутствует), с этим нужно ещё работать.

Кроме того, есть существенные несоответствия между, например, количеством маршрутов в городе Красноярске и количеством подвижного состава городского пассажирского транспорта (подвижного состава выходит 1100 единиц на линию, 89 маршрутов – это очень много для 1000 единиц подвижного состава). В некоторых остановочных пунктах проходят 32 маршрута. В связи с чем высока вероятность, что два из них придут одновременно. Обычно так и происходит, они выстраиваются за два квартала до этой остановки и ждут своей очереди.

Ещё одно несоответствие – количество остановочных пунктов и число автомобилей подвижного состава (880 остановочных пунктов и 110 автомобилей, это мало).

Второй день начался с посещения десятого Красноярского городского форума. Приветственные слова сказали губернатор Красноярского края Толоконский Виктор Александрович и глава города Акбулатов Эдхам Шукриевич.

В секции «Транспортная система» на сцену поднялись Михаил Ростиславович Якимов и депутат городского совета Александр Игоревич Коропачинский. На форуме Михаил Ростиславович Якимов рассказывал тоже самое, что и сказал теле- и радиокомпаниям. Обратил внимание красноярцев на несоответствия. Было несколько предложений из зала, о том, что надо отменить левые повороты, убрать парковки для увеличения транзитного движения через центр города. На что Михаил Ростиславович Якимов возразил, что этого категорически делать нельзя. Наоборот, с транзитным движением через центр города все борются, пытаются сделать так, чтобы через центр города транзитного движения вообще не было. По поводу левых поворотов: закрытие каждого левого поворота визуально кажется, что проблема исчезает, но на самом деле эта проблема возрождается в большем масштабе на соседнем перекрёстке. Увеличиваются перепробеги, увеличивается негативное воздействие работ городского транспорта на окружающую среду, соответственно, на качество жизни. То есть такие инструменты, казалось бы, простые, применять ни в коем случае нельзя.

Далее состоялся круглый стол в редакции газеты «Городские новости». Модератором был депутат городского совета Александр Игоревич Коропачинский. Также участвовали заместитель руководителя департамента транспорта г. Красноярска Анатолий Зуев, заместитель начальника ОГИБДД МУ МВД России “Красноярское” Роман Васильев, начальник Красноярской региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре Пётр Овсянников, а также представитель рабочей группы по транспортному планированию города Красноярска Виталий Чеусов.

Обсуждались текущее состояние транспортной системы, качество её работы. Михаил Ростиславович Якимов обратил внимание заместителя руководителя департамента транспорта Анатолия Зуева на вот эти несоответствия: количество маршрутов количеству остановок, количеству подвижного состава и цене на проезд.

Как отмечает Михаил Ростиславович Якимов, «на круглом столе заместитель руководителя департамента транспорта не проявил заинтересованности, наоборот пытался убедить всех участников круглого стола, что с транспортной системой и в частности с городским пассажирским транспортом общего пользования всё хорошо, и что я просто недостаточно хорошо изучил». Эти поверхностные цифры, которые говорят, что собственно цена проезда завышена, неправильны.

Аргументированы были следующим образом: в отличие от Перми, где все перевозчики являются частными, в Красноярске высокая культура труда, производства, все водители и кондукторы трудоустроены, получают медицинское обслуживание и являются социально защищёнными в отличие от Перми, где всё это строго наоборот. Конечно, такое объяснение стоит считать надуманным.

Михаил Ростиславович Якимов отметил, что у Департамента транспорта нет заинтересованности, например в организации выделенных полос для маршрутных транспортных средств и довольно такие были пессимистичные прогнозы в организации этих полос в будущем. Т.к. по словам заместителя руководителя департамента транспорта, они не эффективны, потому что они не работают.

В городе Красноярске действительно много выделенных полос для движения маршрутных транспортных средств, но выделены они небрежно, не совсем качественно. В качестве примера можно привести город Пермь, где полосы выделяются значительным количеством специальных знаков, в том числе знаков индивидуального проектирования, которые предупреждают о наличии такой полосы. Эти знаки дублируются на стойках и на растяжках, на поперечных улицах устанавливаются соответствующие знаки. Дублируется это и разметкой, и знаками движения, и знаками движения по полосам.

В Красноярске о наличии полосы, и о том, что здесь существует полоса для движения маршрутных транспортных средств можно понять только по единственному знаку, который стоит в начале квартала с правой стороны на отдельной стойке. И всё – дальше на протяжении квартала никаких напоминаний о том, что здесь полоса, ни разметки, ни на дополнительных знаках, ни на растяжках отсутствует.

Таким образом, если организуются выделенные полосы, их инициирует департамент транспорта, то заниматься ими надо как следует, более качественными проектами организации дорожного движения на выделенных полосах.

Заместитель начальника межмуниципального райотдела полиции ГИДББ Васильев отметил то, что у них не хватает инструментов, не хватает техники для эвакуации неправильно припаркованных машин, не хватает сотрудников дорожно-патрульной службы. В ответ на это Михаил Ростиславович Якимов посоветовал изучить опыт Перми о проведении таких работ совместно с работниками муниципалитета города. Для примера, обратиться в правительство края с просьбой изменить тариф. В качестве примера Михаил Ростиславович предложил следующую идею: “сделайте тариф на эвакуацию 1000 рублей в час, и улицы разгрузятся”.

Дальше выступал представитель железной дороги Овсянников, который сказал, что у них есть план организации кольцевого движения пригородных электропоездов. Для этого необходимо настроить ряд остановочных пунктов и разработать систему мульти модальных пересадок и подвозных автобусных маршрутов, как и железнодорожные ветки.

Но из пояснения представителя железной дороги было понятно, что в первую очередь железная дорога рассчитывает на трёхстороннее соглашение с правительством Красноярского края и о том, что эти перевозки пассажирского транспорта будут субсидироваться, и они не собираются выходить на коммерческую окупаемость. Организация данного маршрута при помощи электротранспорта приведёт к дополнительным и существенным затратам из краевого бюджета, что можно знать по опыту Перми.

После круглого стола было мероприятие, на котором Михаил Ростиславович Якимов встретился с журналистом телекомпании ТВК Василисой Лукашевич и двумя операторами, которые попросили сделать репортаж по функционированию городского пассажирского транспорта общего пользования Красноярска.

Маршрут начался на улице Карла Маркса в районе остановки Органный зал. Здесь Михаил Ростиславович Якимов рассказал, чем отличаются пермские остановки и остановочные павильоны, обратил внимание на количество табличек с номерами маршрутов, что на одну табличку с двух сторон не умещаются все номера маршрутов. Например, через остановку проходят 27 маршрутов, это очень много. В Перми максимум 10 маршрутов на самой загруженной остановке, здесь же 27.

Также в Красноярске существуют длинные очереди из автобусов, которые стремятся остановиться на этой остановке, но которые там не помещаются все сразу и вынуждены стоять в очереди, ждать времени, когда парковочный карман освободится.

После этого Михаил Ростиславович Якимов и журналисты сели в автобус ПАЗ, посмотрели изнутри этот автобус. Михаил Ростиславович Якимов отметил, что в Красноярске нецелесообразно строить ещё один мост через Енисей, поскольку мостов в городе хватает. «Я, по крайней мере, проезжал по двум мостам, один из них шести полосный, другой восьми полосный. Есть ещё один мост в черте города. Я на нём не был. И строится ещё один».

Следует заметить, что в черте города Перми есть только один четырех полосный мост. Меньше любого из существующих здесь трех мостов. И Пермь справляется с ним, так что ожидания красноярцев, что новый мост избавит их от пробок явно избыточны.

Дальше группа проехала на нескольких маршрутах, в том числе трамвайных. Посмотрели состояние подвижного состава парка транспортных средств, отметили его очень большой срок эксплуатации, очень старые вагоны трамваев и старые автобусы.

Проехали по проспекту имени газеты “Красноярский рабочий”, заметили дорожно-транспортное происшествие с участием трамвая, у которого отпала передняя дверь. В связи с которым другим трамваям пришлось остановиться и ожидать, когда ее отремонтируют. Данный эпизод ещё раз свидетельствует о том, что подвижной состав оставляет желать лучшего – и по возрасту, и по состоянию.

Более того, у местных специалистов вызвало большое удивление, что в Перми очень много на маршрутах функционируют автобусы марки Мерседес 405, а в Красноярске многие даже не слышали, что компания Мерседес выпускает ещё и автобусы, тем более, городские. Таких в Красноярске нет совсем. Есть МАЗы, НЕФАЗы и ЛиАзы, ПАЗы, в основном все российского производства, в основном старых годов выпуска, хотя есть и новые. После экскурсии, проехали на трамвае, двух автобусах, посмотрели, как работает кондуктор. В Красноярске введена система электронной оплаты проезда, кондукторы ходят с терминалами, считывают карты.

Последний день в Красноярске был насыщен общением со СМИ. Он начался с посещения Михаилом Ростиславовичем Якимовым газеты «Деловой квартал». Корреспондент задавала правильные интересные вопросы, искренне интересовалась развитием транспортной системы города Красноярска.

Далее Михаил Ростиславович Якимов отправился в медиа-холдинг интернет издания Дело.ру, где состоялась пресс-конференция, в которой также принял участие Александр Игоревич Коропачинский.

Потом прошла встреча, которую организовал Александр Игоревич Коропачинский с представителями Сибирского Федерального Университета, обсуждали возможность дальнейшего сопровождения транспортной модели, которая разрабатывалась в ходе выполняемых работ по разработке генерального плана комплексно транспортной схемы и проекта планировки улично-дорожной сети.

Также на встрече сотрудникам Сибирского Федерального Университета были подарены комплекты книг по транспортному планированию, были установлены контакты и договоренности о помощи со стороны Агентства дорожной информации тем людям, кто будет в дальнейшем поддерживать транспортную модель города Красноярска.

В конце дня Якимов Михаил Ростиславович принял участие в большом совещании, организованном первым заместителем главы города Красноярска Игорем Петровичем Титенковым. На совещании присутствовало 18 человек, это представители администрации различных департаментов, два представителя городского и краевого ГИБДД, представители Сибирского Федерального Университета управления государственного автомобильно-дорожного надзора.

В течение 20 минут Якимов Михаил Ростиславович структурировал свои мысли после посещения города Красноярска и изложил присутствующим по двум темам: Первое впечатление о самой транспортной системе города Красноярска, которую можно было увидеть после трехдневного посещения города Красноярска, а также перечень основных советов по формированию системы управления транспортной системой, выработке и принятия решений для формирования эффективной транспортной системы города Красноярска.

Совещание прошло очень плодотворно, было очень много вопросов, многие из присутствующих записывали основные мысли, о которых рассказывал Михаил Ростиславович. Многих чиновников заинтересовали вопросы паспортизации улично-дорожной сети, на что Михаил Ростиславович Якимов предложил воспользоваться опытом города Перми и дал основные контакты по тому, где можно найти исполнителей по паспортизации автомобильных дорог в городе Перми и основные параметры цен на эти работы.

После совещания Михаил Ростиславович Якимов попрощался с принимающей стороной, а именно с депутатом городского совета Александром Игоревичем Коропачинским, поблагодарил его за очень насыщенную программу посещения города Красноярска, договорился о дальнейшем сотрудничестве и вернулся в город Пермь.