Отчет о поездке на международную транспортную конференцию в Санкт-Петербург

2 октября, 2014 admin 0

Вот и закончилось путешествие в северную столицу России Санкт-Петербург. В рамках данного мероприятия директор Института транспорта Михаил Ростиславович Якимов и главный редактор ООО «Агентство дорожной информации Радар» Александра Нестерова приняли участие в двухдневной международной конференции «Инновации и устойчивость транспортного комплекса», а также Михаил Ростиславович Якимов прочитал лекцию в национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики (ИТМО). Но обо всем более подробно.

В Санкт-Петербург мы прилетели в четверг рано утром, нас встретил водитель и уже через час мы были в отеле. Хочется поблагодарить за прекрасную организацию поездки Сухорукову Марину, директора межвузовского студенческого бизнес-инкубатора QD, несмотря на ранний приезд в гостиницу, нам сразу же предоставили номера, накормили вкусным завтраком и дали немного отдохнуть.

Набравшись сил, мы поехали в «Парламентский центр» (ул. Шпалерная, 53), где уже вовсю шел кофе-брейк, после которого в рамках конференции состоялся круглый стол на тему «Новые подходы к транспортному планированию в рамках парадигмы устойчивого развития». Первым круглый стол открыл гость из Италии Лука Гуала.

«Спасибо, что пригласили на конференцию. Я первый раз в Санкт-Петербурге, поэтому не могу сказать, что я хорошо знаю ваш город. Но из того, что я увидел, в рамках этого визита, я могу сказать, что город очень европейский. Мой опыт в России был сосредоточен в основном в небольших городах, таких как Пермь, Уфа и Самара. Хочется отметить, что в этих городах совершенно разные подходы к планированию транспортных систем, но, тем не менее, у всех у них одинаковая основа, которая кроется в любви к машине, что достаточно понятно, поскольку это объект, обеспечивающий свободу передвижения. Любовь к машинам нисколько не отличается от того, что происходит в Европе и в США, машины есть везде, но в тоже время все ненавидят трафик. Если подумать, то это вещи достаточно противоречивые.

Еще я заметил, что если почитать о транспортном планировании, решения вопросов трафика в 21 веке, то читаешь все время об одних и тех же городах: Копенгаген, Амстердам, Осло. Никогда не прочтешь ничего про Марсель, Неаполь, Афины, в которых такие же проблемы как в российских городах.

Ситуация там еще хуже, поскольку на западе на 100 человек машин еще больше, чем в России. Когда начинаешь разговаривать с профессионалами, многие совершают ошибки, думая, что они поступают правильно. Пожалуй, единственное различие, между тем, что я увидел в России и Западом, это временной фактор. Всплеск популярности автомобилей в Западной Европе случился в 1960е гг., после того, как Европа восстановилась после последствий второй мировой войны. В России и в большинстве стран Восточной Европы всплеск произошел в 90х. С этой точки зрения эти страны отстают где-то на 30 лет.

Например, 30 лет назад в странах Западной Европы были развиты системы общественного транспорта, и системы были практически уничтожены, чтобы создать необходимое пространство для автомобилей. И тоже самое происходит сейчас в России, но в России пока так далеко не зашли. Это хорошо, потому что дешевле обойдется остановиться, оглянуться и вернуться назад, чтобы все исправить. И данная транспортная конференция является подтверждением того, что есть осознание, что проблема есть и где-то ее решают. 30 лет назад в Европе осознания этой проблемы не было. Поэтому у вас есть огромное преимущество, которым вы можете воспользоваться».

После речи Луки Гуала передали слово директору института транспорта Пермского национального исследовательского политехнического университета Якимову Михаилу Ростиславовичу, который рассказал о новых подходах к транспортному планированию в рамках парадигмы устойчивого развития, в рамках которых показал, как формируются математические модели транспортного планирования.

В докладе был представлен пример постановки оптимальной модели транспортного планирования для г. Перми, была задана целевая функция, введены ограничения по транспортному спросу в виде транспортной зависимости территорий, протяженности УДС, количества индивидуального и общественного транспорта, рисков ДТП и тд. и ограничения по транспортному предложению в виде путей транспортировки и состава и численности парка транспортных средств.

Область применения подобных задач обширная. Прямые задачи, в основном, используются для исследования организации дорожного движения, в частности необходимости специализации полос движения, вынесения выделенных полос для движения общественного транспрота общего пользования и т.д. Двойственные задачи необходимы для решения задач транспортного планирования, таких как формирования транспортного спроса, планирования развития инфраструктуры, планирование природоохранных мероприятий и т.д.

Также в первый день конференции выступили с докладом Дарья Табачникова, представитель организации «Велосипедизация Петербурга», которая рассказала о проблемах развития велодвижения в России и в Санкт-Петербурге в частности, и активист движения «Красивый Петербург» Стив Каддинс.

После подведения итогов первого дня конференции мы встретились с одним из общественных деятелей, участником движения «Красивый Петербург» Дмитрием Смирновым. По словам Дмитрия, в последнее время общественности становится все труднее и труднее общаться с чиновниками, в связи чем накопилось множество вопросов, касающихся неэффективной системы управления и принятия решений по транспорту, на многие из которых дал ответы Дмитрию Михаил Ростиславович Якимов.

Второй день конференции был еще более плодотворным. В первой пленарной сессии было три рамочных доклада. Первый доклад был от Трофименко Константина Юрьевича, в рамках которого он озвучил вызванные стратегии развития транспорта в России, с анализом того, что можно внедрить в России, какие есть разработки на Западе. Во втором докладе выступил итальянский гость Лука Гуала, который обозначил глобальные тренды в развитии транспортных систем в мировом свете, а в третьем докладе выступил еще один гость из Италии Федерико Парлотто, инженер, специалист в области транспортной инфраструктуры, член экспертного совета по устойчивому мастерплану транспортной системы Милана, старший партнер бюро Mobility in chain.

Константин Юрьевич Трофименко в рамках доклада говорил о том, что в настоящее время не хватает необходимых для анализа данных о городах, что не позволяет сделать процесс транспортного планирования более комплексным и качественным. Как вчера озвучивал Лука Гуала «на Западе тоже много проблем, не каждый город Копенгаген и Амстердам».

Также хочется выделить доклад Федерико Парлотто, в котором он говорит о том, что инструменты цивилизации городов постоянно развиваются, важно находить какие-то новые инструменты, позволяющие интерпретировать полученные данные. То видео, которое показал Федерико и которое было снято по пути от аэропорта до центра города послужило наглядным примером и инструментом для развития диалога с представителями власти, поскольку действительно это неправильно, что всего 5 пешеходных переходов на протяжении всего маршрута из аэропорта до центра города, на которых человек может перейти дорогу. Также он говорит о том, что не всегда нужно планировать транспортную систему так, как в Копенгагене, есть пространства, где могут существовать разные интенсивности движения, не обязательно делать везде пешеходные пространства, можно сохранить дорожное движение и т.д.

После кофе-брейка состоялся круглый стол на тему «Транспортное моделирование и технологии интеллектуальных транспортных систем», модератором которого был Михаил Ростиславович Якимов. Первым круглый стол открыл гость из Голландии Марсель ван Лиесхоут, который по скайпу представил нам инновационные решения в сфере транспортного планирования. Затем Михаил Ростиславович передал слово Людмиле Юрьевне Истоминой, экономисту градостроительства ООО «Лаборатория градопланирования», организации, которая уже на протяжении долгого времени занимается транспортным моделированием. Людмила Юрьевна рассказала об использовании математического моделирования транспортных потоков при планировании развития транспортной инфраструктуры.

После этого в рамках круглого стола выступили научный сотрудник НИИ Наукоемких компьютерных технологий Университета ИТМО Константин Князьков с докладом «Использование высокопроизводительных вычислений и Big Data для разработки решений в сфере транспортной безопасности» и старший специалист практики управленческого консалтинга ООО «Балт-Аудит-Эксперт» Безлепкин Максим Николаевич с докладом «Транспортное моделирование и технологии интеллектуальных транспортных систем».

Также в рамках круглого стола состоялась презентация книг из серии транспортного планирования:

1) Якимов М.Р. ТРАНСПОРТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: Создание транспортных моделей городов

2) Якимов М.Р., Трофименко Ю.В. ТРАНСПОРТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: Формирование эффективных транспортных систем крупных городов

3) М.Р. Якимов, Ю.А. Попов Транспортное планирование: практические рекомендации по созданию транспортных моделей городов в программном комплексе.

Все эти книги были подписаны автором и подарены всем участникам конференции.

В завершении конференции состоялась дизайн-сессия на тему «Разработка устойчивых решений для транспорта XXI века», на которой все участники конференции были разделены на 3 команды, внутри которых описывали текущие проблемы в сфере транспорта, группировали эти проблемы, а затем выделяли одну из них и пытались наглядно представить вариант решения.

В нашей команде было выявлено множество проблем, таких как качество общественного транспорта, качество управленческих решений, выделенные полосы, квадратные колеса у трамваев, пробки, разведение потоков и т.д., на которые впоследствии мы сформулировали вопрос «Как повысить транспортную образованность пользователей ГПТОП» и наглядно представили макет решения этой проблемы.

Завершили конференцию директор НИИАТ Мещеряков Терентий Владимирович и сооснователь Школы Городских трансформаций Климовский Михаил Сергеевич, которые поблагодарили всех участников, откликнувшихся на приглашение и приехавших на конференцию, которая состоялась в рамках форума «Безопасность дорожного движения ради безопасности жизни».

По их словам, это была первая общая транспортная конференция, в дальнейшем будет рассматриваться различная тематика конференций, обсуждаться содержание, чтобы оно было более продуманным, чтобы отражало конкретные вещи, с которыми нужно работать в первую очередь. Также Михаил Сергеевич отметил, что конференции будут проходить не только в Санкт-Петербурге, но и в ряде городов России. «Нам интересно провести ее в Перми, в Екатеринбурге, на Дальнем Востоке. Одной из задач является разработка дорожной карты, стратегии того, что можно сделать в России».

На следующий день для нас была организована лекция в национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), в рамках которой Михаил Ростиславович Якимов прочитал два доклада «Либерализация рынка услуг городского пассажирского транспорта общего пользования в крупных городах» и «Опыт внедрения современных методов организации дорожного движения в крупных российских городах».

Следует отметить, что существует две услуги городского пассажирского транспорта общего пользования: услуга по перевозке пассажира и услуга по предоставлению гарантии того, что первая услуга будет предоставлена. Первая услуга предоставляется только пассажирам общественного транспорта, а вторая – всем жителям города.

Вопрос из зала: а почему при таком размере населения и площади города по сравнению с другими городами России, в Перми самые низкие тарифы ОТ? На что Михаил Ростиславович ответил: «Собственно, в этом и смысл лекции, чтобы Вы задали этот вопрос. Ответ во всей деятельности департамента транспорта Перми».

Во второй части лекции был представлен опыт внедрения современных методов организации дорожного движения на примере г. Перми. Была показана реконструкция ул. Ленина в г. Перми, рассмотрены пермские ноу-хау в организации перекрестков, представлен опыт создания миникольца вместо перекрестка на ул. Куйбышева и многое другое.

В целом, хочется отметить, что поездка была очень плодотворной, были получены новые знания, приобретены новые навыки, завязаны новые знакомства. Более того, Михаил Ростиславович презентовал серию своих книг, которые с успехом разошлись среди участников конференции. Поэтому подводя итоги, можно сказать, что все было не зря, будем надеяться, что подобные конференции состоятся еще неоднократно, в том числе в г. Пермь, как и обещал один из организаторов конференции Михаил Сергеевич Климовский.