Организация дорожного движения на перекрестке ул. Ленина — Комсомольского пр.

Июль 14, 2010 Главный редактор 0

Цели и задачи проекта:
1) Провести микро-моделирование варианта организации движения транспортных и пешеходных потоков при переносе остановочных комплексов к трамвайным путям на остановочном комплексе ЦУМ. Проект планировки на участке улично-дорожной сети ул. Ленина – Комсомольский проспект был разработан ООО «УралДорпроект» г. Пермь (проектные предложения);
2) Провести сравнительный анализ проектного варианта и существующего по среднему времени в заторе всех транспортных средств и средней скорости транспортных потоков на реконструируемом участке ул. Ленина и Комсомольского проспекта;
3) По результатам анализа дать рекомендации по организации дорожного движения на реконструируемом участке ул. Ленина и Комсомольского проспекта.

Суть предложений по организации дорожного движения на перекрестке ул. Ленина – Комсомольский проспект сводится к следующему:
• Выделить остановочную площадку на четной стороне ул. Ленина напротив здания «ЦУМ» в непосредственной близости от трамвайного полотна. Кроме обустройства остановочного комплекса, организовать дополнительный островок безопасности вдоль встречной линии трамвая, для безопасного перемещения выходящих на данной остановке пассажиров трамвая к пешеходному переходу;
• Расширить проезжую часть по четной стороне ул. Ленина вблизи перекрестка ул. Ленина – Комсомольский проспект (добавить одну полосу движения);
• Обустроить островки безопасности между аллеями на перекрестке ул. Ленина – Комсомольский проспект. Для сохранения облика центральной части города и выделения аллейной части на Комсомольском проспекте для безопасного перехода пешеходами ул. Ленина;
• Обустроить остановочный комплекс «ЦУМ» для пассажиров автобусов и троллейбусов. Расширить остановочную площадку для единовременной остановки трех единиц общественного транспорта. Выделить полосу общественного транспорта на ул. Ленина для подъезда к остановочному комплексу. Полосу общественного транспорта организовать и в пространстве между аллеями Комсомольского проспекта.
• Для организации свободного левого поворота общественного транспорта с Комсомольского проспекта на ул. Ленина выделить среднюю полосу для движения общественного транспорта на Комсомольском проспекте на участке от дома №28 до перекрестка ул. Ленина – Комсомольский проспект;
• Упорядочить движение транспорта при проезде перекрестка Комсомольский проспект – ул. Ленина при движении с юга на север по Комсомольскому проспекту следующим образом:
o Правая полоса – для движения всех видов транспорта прямо и направо.
o Средняя полоса – для движения общественного транспорта прямо и налево
o Левая полоса – для движения всех видов транспорта только налево.
• Изменить движение маршрутов троллейбусов №7, №5. Поворот с Комсомольского проспекта на ул. Ленина осуществлять на перекрестке Комсомольский проспект и ул. Ленина.

Фрагмент участка моделирования проектного предложения приведен на рисунке:


Далее представлено описание вариантов организации светофорного регулирования на перекрестке ул. Ленина – Комсомольский пр.

Вариант 1. Предложение по организации дорожного движения на перекрестке ул. Ленина – Комсомольский проспект со сдвижками в светофорном регулировании.

Организация дорожного движения для варианта 1 отличается от проектного предложения тем, что изменена организация движения по ул. Ленина с запада на восток и предложен новый режим светофорного регулирования на исследуемом перекрестке.
Движение по полосам по ул. Ленина с запада на восток осуществляется следующим образом:
1-я полоса: движение направо;
2-я полоса: движение прямо и направо;
3-я полоса: движение прямо.
Фрагмент моделирования варианта 1 приведен на рисунке 7.


Рис.7. Фрагмент моделирования предложений в Варианте 1. Перекресток ул. Ленина – Комсомольский проспект.

Организация светофорного регулирования для варианта 1 представлена на рисунках 8 и 9.
Основной идеей при организации светофорного регулирования было выделение фазы горения светофорного объекта для совершения левого поворота с Комсомольского пр. на ул. Ленина для транспортных потоков, движущихся с южного направления. Для осуществления беспрепятственного левого поворота приняты следующие решения:
• сократить фазу горения светофорного объекта для транспортного потока, движущегося с севера по Комсомольскому проспекту,
• движение по ул. Ленина для всех транспортных потоков осуществлять в один светофорный цикл,
• стрелку, которая выделена для движения с западного направления ул. Ленина направо, убрать из отдельного цикла.
Схема расстановки светофорных объектов представлена на рисунке 8, на рисунке 9 представлена продолжительность фаз горения.


Рис.8. Схема расстановки средств регулирования. Вариант 1.
Перекресток ул. Ленина – Комсомольский проспект.


Рис.9. Графики переключения головок светофорного объекта на перекрестке ул. Ленина – Комсомольский проспект Вариант 1.

Вариант 2. Предложение по организации дорожного движения на перекрестке ул. Ленина – Комсомольский проспект с выделением поворотных маневров в отдельную фазу светофорного регулирования.

Перечислим особенности в организации дорожного движения и светофорного регулирования для варианта 2.
Организация движения по ул. Ленина с западного направления представлена следующим образом:
• 1-я и 2-я полоса движения направо
• 3-я полоса движения прямо.
Движение по Комсомольскому пр. осуществляется в соответствие с проектным предложением.
Фрагмент участка моделирования для варианта 2 приведен на рисунке 10.


Рис.10. Фрагмент моделирования предложений в Варианте 2. Перекресток ул. Ленина – Комсомольский проспект.

Изменился режим светофорного регулирования на перекресте ул. Ленина и Комсомольского пр. Схема расстановки светофорных объектов и графиков переключения головок светофорного объекта представлена на рисунках 11 и 12. Основная идея изменения режима работы светофорного объекта – выделение поворотных маневров в отдельную фазу светофорного цикла. Таким образом, правый поворот с западного направления по ул. Ленина и левый поворот с южного направления по Комсомольскому пр. будут осуществляться в отдельную фазу, и движение пешеходов и транспортных средств не будет препятствовать совершаемым маневрам.
Таким образом, движение транспортных и пешеходных потоков в представленном варианте 2 является строго упорядоченным и беспрепятственным.


Рис.11. Схема расстановки средств регулирования. Вариант 2.
Перекресток ул. Ленина – Комсомольский проспект.


Рис.12. Графики переключения головок светофорного объекта на перекрестке ул. Ленина – Комсомольский проспект Вариант 2.

Сравнительный анализ вариантов.
Сравнительный анализ проводился для проектного предложения с существующим светофорным регулированием и двух предложенных вариантов по организации дорожного движения и светофорного регулирования. Анализ проводился на основе моделирования в утренний час пик. Анализ и сопоставление качества функционирования различных вариантов проведен по следующим критериям:
• количество транспортных средств, покинувших моделируемый транспортный узел в течение часа для различных видов транспорта;
• средняя скорость транспортных средств на исследуемом участке;
• среднее время задержки.

Сравнительный анализ представлен в виде таблиц с точными значениями рассматриваемых параметров.

Таблица 1. Количество выехавших ТС.

Количество выехавших ТС

Индивидуальный транспорт

Автобусы и Троллейбусы

Трамваи

Существующая ситуация

2052

125

42

Проектные предложения

2019

136

40

Изменение

-33

+11

-2

Таблица 2. Среднее время задержки.

Среднее время задержки (с)

Индивидуальный транспорт

Автобусы и Троллейбусы

Трамваи

Существующая ситуация

121,277

309,397

20,518

Проект

109,836

163,517

28,165

Изменение

-11,411

-145,88

+7,647

Таблица 3. Средняя скорость движения для различных видов транспортных средств.

Средняя скорость (км/ч)

Индивидуальный транспорт

Автобусы и Троллейбусы

Трамваи

Существующая ситуация

5,898

3,290

11,961

Проект

7,230

5,606

9,265

Изменение

+1,322

+2,316

-2,696

Главным отличием рассматриваемых вариантов является измененная организация светофорного регулирования на перекрестке. При моделировании проектного предложения по организации движения затор на Комсомольском проспекте возникал из-за левого поворота при движении потока с юга на север. Возникновение затора при левом повороте послужило толчком для выработки новых предложений по организации дорожного движения и светофорного регулирования.

В первом варианте предложена новая организация светофорного регулирования, которая позволяет уменьшить возникающий затор на Комсомольском проспекте. В результате сравнительного анализа Варианта 1 и проектного предложения с существующей организацией светофорного регулирования видно, что показатели качества движения транспортных потоков улучшились следующим образом: – увеличилась пропускная способность перекрестка, количество индивидуального транспорта выезжающего с перекрестка увеличилось на 474 ТС, автобусов и трамваев практически не изменилось; – среднее время задержки для всех транспортных средств сократилось: ИТ, Автобусы и троллейбусы на 42 сек, Трамваи на 7 сек; – средняя скорость движения транспортных средств так же увеличилась: ИТ – 4 км/ч, автобусы и троллейбусы – 2 км/ч, трамваи – 1 км/ч.

Во втором варианте изменение режима светофорного регулирования и организации дорожного движения поспособствовало уменьшению затора, возникающего на Комсомольском пр. В результате проведенного сравнительного анализа можно сделать вывод, что организация светофорного регулирования для Варианта 2, сокращает транспортные задержки на исследуемом перекрестке, увеличивает среднюю скорость движения для индивидуального транспорта и автобусов и повышает пропускную способность транспортного узла по сравнению с вариантом 1 и проектными предложениями с существующей организацией светофорного регулирования.

Положительные изменения для варианта 2 возникают в результате упорядоченного движения всех транспортных и пешеходных потоков. При разрешающих сигналах светофорного регулирования транспортный и пешеходный потоки движутся беспрепятственно. Однако присутствуют и отрицательные моменты, в частности в этом варианте работы светофорного объекта увеличиваются задержки трамваев при пересечении ими комсомольского проспекта, и как следствие падает средняя скорость движения трамваев. Данный негативный момент возможно компенсировать путем снижения общей продолжительности циклов регулирования всех светофорных объектов установленных на ул. Ленина от ул. Парковая до Комсомольского проспекта. Для варианта 1 разрешающий сигнал светофора для поворотных маневров (правый поворот с ул. Ленина и левый поворот с Комсомольского пр.) не позволяют закончить движение конфликтующим пешеходным и транспортным потокам. В связи с этим, возникают задержки ТС на перекрестке, что в свою очередь ведет к образованию заторов и неупорядоченному движению на самом перекрестке.

Поделиться