О необходимости разработки Концепции транспортного планирования и организации движения на территории города Перми

23 апреля, 2007 admin 0

К настоящему моменту в городе Перми, как и в Пермском крае уже сформирован необходимый пакет документов определяющих направления будущего развития Края и города Перми:

  • Стратегия социально-экономического развития Пермской области 2003 г.
  • Концепция программы социально-экономического развития Пермского края в 2006-2010 гг. и на период до 2015 г. – 2006 г.
  • Программа социально-экономического развития Пермского края (рабочий проект) – 2007 г.
  • Генеральный план города Перми – 2003 г.
  • Геоинформационная система по эксплуатации и развитию транспортного комплекса г. Перми – 2004 г.

Вместе с тем следует констатировать, что наряду с процессами разработки, утверждения и принятия этих и других документов параллельно идет мощный и динамичный процесс изменения общих принципов государственного и муниципального управления развитием территорий. Изменяются как горизонтальные связи внутри самих систем управления городом и регионом, так и пересматриваются вертикальные связи, изменяются принципы межбюджетных отношений, зоны ответственности, механизмы выработки и принятия решений в ключевых (к коим относится дорожно-транспортный комплекс) сферах управления.
Город Пермь (как и другие российские города) стоит на пороге переосмысления общих подходов к развитию дорожно-транспортного комплекса, и выработки принципиально новых механизмов управления этим процессом.
Привычный, сложившийся в дореформенные времена, подход к разработке важнейших документов регламентирующих общие принципы и направления развития города не предполагает определения механизмов их реализации и контроля за исполнением.
Существующий генеральный план города, а также разработанная в его развитии Геоинформационная система по эксплуатации и развитию транспортного комплекса г. Перми находятся как бы над технологическим процессом реализации заложенных в них положений и идей.
Не имея среднесрочных программ развития, в отсутствии системы мониторинга и системы контроля исполнения положений генерального плана органы муниципальной власти города ежедневно сталкиваются с серьезными трудностями в попытках принятия таких управленческих решений, которые бы с одной стороны решали ряд первостепенных задач, а с другой не противоречили общей линии генерального плана города.
Все это вместе с нерешенностью вопросов разграничения полномочий внутри администрации города в области управления развитием дорожно-транспортного комплекса приводит к тому, что изменяется само отношение специалистов на местах в городской администрации к генеральному плану как к руководящему документу. Все чаще ставятся под сомнение основные его положения. Принимаются тактические решения идущие в разрез, а порой и прямо противоречащие положениям генерального плана. И в этих условиях генеральный план города превращается из руководящего документа в документ, который, по мнению многих специалистов городской администрации, даже мешает им в повседневной работе.
Наряду с изложенными выше субъективными причинами мешающими процессу нормального функционирования процесса планирования и развития города следует указать на ряд объективных моментов которые также вносят свой негативный вклад в процесс реализации положений генерального плана:

  • Существующие темпы автомобилизации превышают прогнозные принятые в обоснованиях положений генерального плана (290 тыс. ед. транспортных средств к 2010 году).
  • Существующие темпы реализации положений генерального плана в части развития улично-дорожной сети существенно отстали от необходимых. Следует констатировать, что к расчетному периоду генерального плана в дорожном строительстве не удастся выполнить ни программу максимум ни даже программу минимум.

С учетом того, что существующий генеральный план не предусматривает другой альтернативы в части развития улично-дорожной сети кроме как выполнение вышеназванных программ, уже в настоящий момент требуется разработка и принятие среднесрочных программ по развитию улично-дорожной сети. Разработка таких программ, а в особенности программ с объективно вынужденными расхождениями с положениями действующего генерального плана требует основательного пересмотра сложившейся системы транспортного планирования, серьезных финансовых затрат и времени. Подобные трудности вызваны в первую очередь тем, что технологии, временные рамки и расчетные показатели программ развития будут существенно отличаться от тех, что заложены в генеральном плане. Отсутствие в настоящее время таких программ и планов перекладывает задачи среднесрочного планирования развития улично-дорожной сети в плоскость оперативного управления процессом принятия решений основанного либо на коллегиальном принципе, либо на принципе единоначалия. Подобные принципы формирования транспортной политики либо размывают ответственность за конечный результат либо имеют большую вероятность принятия ошибочных решений, в перспективе еще больше усугубляющие положение в дорожно-транспортном комплексе горда.
В итоге складывается ситуация когда имея в распоряжении полный набор разработанных документов регионального и местного уровня в области развития дорожно-транспортного комплекса муниципальные службы оказались не в состоянии системно осуществлять процесс транспортного планирования. Возникает необходимость в разработке документа не столько в развитии уже созданных документов генерального планирования сколько как некоего руководства в принятии среднесрочных и оперативных решений направленных на улучшение транспортной ситуации в городе. Нужен максимально функциональный документ как основа принятия оперативных управленческих решений в области транспортного планирования города.
Решением этих задач было продиктована необходимость разработки Концепции транспортного планирования и организации движения на территории города Перми.
При разработке Концепции приняты во внимание основные положения действующих документов регионального и местного уровня:

Стратегия социально-экономического развития Пермской области – 2003 г. Учтены рекомендации о необходимости осуществить разработку информационной системы по эксплуатации и развитию дорожно-транспортного комплекса. Учтены предложения по созданию специальных муниципальных органов управления (дирекции по организации дорожного движения), а также специализированной организации, осуществляющей мониторинг состояния и условий движения на дорогах г. Перми и Пермской области.
Приняты во внимание рекомендации по совершенствованию методов перспективного и оперативного планирования на основе анализа транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог с учетом обеспечения финансирования и соблюдения инвестиционных приоритетов.

Концепция программы социально-экономического развития Пермского края в 2006-2010 годах и на период до 2015 года – 2006 год. Программа социально-экономического развития Пермского края (рабочий проект) – 2007 год. Учтены предложения по Развитию внутрирегиональной транспортной инфраструктуры, повышение транспортной мобильности населения и экономической эффективности внутри региона. В частности по снижению автотранспортной нагрузки на краевой центр. «Агломерация Пермь» и реализации проекта «Муниципальные дороги».

Генеральный план города Перми – 2003 год. Нашли свое развитие предложения по зонированию территории как инструмента регулирования градостроительной деятельности.
Получила развитие дифференциация магистралей по видам движения: пассажирское и грузовое с целью вывода основных потоков грузового (в том числе транзитного) автотранспорта из центра города и селитебных территорий.

Геоинформационная система по эксплуатации и развитию транспортного комплекса г. Перми – 2004 год. В качестве приоритетной задачи была развита идея о снижении транспортной нагрузки в центре города и связанных с ней негативных явлений (аварийность, экология).
В силу нерешенности главных вопросов – вопросов технологии реализации выдвинутых в вышеназванных документах идей и предложений по развитию дорожно-транспортного комплекса города, Концепция разработана как методический документ для органов исполнительной власти, для администрации города и главы администрации. Концепция не является законом и не имеет в своем составе атрибутов закона. Концепция не является продолжением либо развитием генерального плана города.
Концепция определяет цель, задачи, приоритеты, основные направления формирования транспортной политики органов местного самоуправления г. Перми и механизмы её реализации в области совершенствования транспортного планирования и организации дорожного движения в г. Перми.
Основное внимание в концепции уделено двум основным блокам вопросов:

  • Совершенствованию системы управления развитием дорожно-транспортного комплекса города
  • Формированию системного подхода к этому процессу.

Концепция вобрала в себя все высказанные в прошлом и закрепленные в виде различных решений, постановлений и распоряжений, идеи и предложения авторов Концепции по различным вопросам в области транспортного планирования организации дорожного движения, формированию системного подхода к управлению этими процессами.