Мостовая демократия

5 октября, 2012 admin 0

История со строительством третьего моста через Каму все больше и больше набирает обороты в прессе, научном и политико-административном дискурсе города Перми.
Интересный материал под названием “Мостовая демократия” был опубликован на сайте газеты “Новый компаньон”. Мы полностью приводим его на нашем сайте.

История с выбором места для строительства нового моста через Каму в Перми превращается в дежавю. Четыре года назад тогдашний мэр Игорь Шубин предлагал горожанам включиться в обсуждение вопроса о том, нужен ли городу новый мост, и если нужен, то где именно его следует возводить. Новый пермский губернатор Виктор Басаргин пока что следует «шубинским» курсом. Новый мост уже обсуждается в его блоге в Живом журнале, а в октябре вопрос о месте строительства будет вынесен на заседание экспертного совета при Министерстве транспорта Пермского края.

Ошибка-2008

Как это всегда и бывает, дискуссия 2008 года закончилась освоением бюджетных средств. В мэрии решили привлечь к обсуждению столичных экспертов и объявили конкурс на предпроектные работы по выбору места для моста. Торги выиграл институт «Гипростроймост» из Санкт-Петербурга, получивший муниципальный контракт стоимостью 26 млн руб.

В марте 2009 года были объявлены результаты исследования. Мэрия сообщила горожанам, что из семи рассмотренных вариантов оптимальным признан тот, при котором мост выходит на площадь Гайдара. Публиковать выводы экспертов чиновники не стали, ограничившись передачей расчётов проектировщиков в распоряжение голландской компании КСАР, которая как раз начинала тогда работу над мастер-планом Перми.

Прислушавшись к тезису голландских планировщиков о том, что строительство новых транспортных магистралей может привести лишь к появлению новых автомобильных пробок, Игорь Шубин постепенно охладел к идее мостостроительства. Заказывать проектно-сметную документацию по новому мосту мэрия не стала. В разработанном КСАР мастер-плане места новым мостам не нашлось.

Что же касается расчётов «Гипростроймоста», то они оказались востребованными лишь теперь. На минувшей неделе Министерство транспорта Пермского края разослало подготовленные питерскими проектировщиками материалы членам экспертной группы по дорожному строительству. Как выяснилось, в 2009 году мэрия слукавила. Вариант с мостом, выходящим на площадь Гайдара, «Гипростроймост» поставил только на третье место. Первое с приличным отрывом по баллам занял проект моста в Мотовилихе, с выходом на площадь Восстания.

Политически неверный вариант

Как ни странно, выбранный питерцами вариант с мостом у площади Восстания не жаловали не только чиновники мэрии образца 2009 года. Совсем недавно возглавивший краевой минтранс Владимир Митюшников уже дал понять, что мост через Каму «напрашивается» недалеко от Перми II, в районе улицы Строителей. «Гипростроймост» в своём исследовании считал этот вариант худшим из всех рассмотренных, поставив его на последнее, седьмое, место.

Виктор Басаргин, в свою очередь, обмолвился, что считает перспективными для строительства площадки либо в районе железнодорожного моста (то есть тоже у Перми II, либо в районе цирка.

«Цирковой» проект «Гипростроймост» не просчитывал. Ближайший к нему проект моста в створе реки Егошихи питерцы поставили на пятое место.

Можно предположить, что сделанный «Гипростроймостом» выбор в пользу площади Восстания объясняется прежде всего экономическими факторами. Как следует из приводимой таблицы, стоимость построенного здесь моста будет в полтора раза ниже по сравнению с вариантами строительства в створе улиц Окулова или Крисанова. При этом проектировщики, скорее всего, не принимали во внимание политико-экологический фактор. На правом берегу Камы этот мост выйдет на улицу Верхнекурьинскую. Для строительства придётся вырубать городской лес, что неизбежно спровоцирует акции протеста со стороны общественников.

Ещё одним минусом дешёвого варианта является то, что он решает не совсем ту проблему, которую считают главной краевые власти. Появление нового моста в Верхней Курье позволит снизить транспортную нагрузку на плотину Камской ГЭС. Чиновники же исходят из необходимости разгрузить коммунальный мост, который в обозримой перспективе ждёт либо демонтаж, либо реконструкция.

Особое мнение Аркадия Каца

Впрочем, есть ещё одна точка зрения, согласно которой новый мост Перми пока вообще не нужен. Подробное обоснование этой позиции можно найти в блоге первого заместителя председателя Пермской городской думы Аркадия Каца на WordPress.com.

Если коротко, то депутат Кац, бывший, кстати, в 2008 году главой администрации Перми и потому прекрасно знакомый с выводами «Гипростроймоста», считает, что проблемы коммунального моста и диспропорции в системе поперечных (через Каму, Север-Юг) коммуникаций обусловлены неразвитостью продольных (вдоль реки, Запад-Восток) транспортных связей.

По Кацу, строительство нового моста при сохранении существующей сетки городских дорог приведёт лишь к появлению новых «узких мест». Построим мост в Мотовилихе — Мотовилиха «встанет». Построим у Перми II — в прилегающих микрорайонах пробки возникнут. Совсем как у голландцев из КСАР — чем больше магистралей, тем больше проблем.

Альтернатива новому мосту — увеличение нагрузки на Красавинский мост, задействованный, согласно расчётам «Гипростроймоста», лишь на четверть его пропускной способности. А для этого необходимо перенаправить транспортные потоки и всё-таки кое-что построить. Конечно, не такое глобальное, как новый мост.

Поэтому Аркадий Кац предложил свой план действий по улучшению транспортных связей между расположенными на левом берегу Камы городскими территориями. В план вошли реконструкция вечно страдающей от пробок площади Восстания, соединение шоссе Космонавтов с внутренним обходом центра города, соединение улицы Строителей с улицами Барамзиной, Шоссейной и последующим выходом на развязку Стахановская-Чкалова, наконец, соединение улицы Старцева с проспектом Октябрят и улицей Целинной.

Серьёзное предложение, как и положено, подкреплено экономическим расчётом. Дорожное строительство по этому плану Кац оценил в 16 млрд руб. Новый мост, по его данным, стоит 21,5 млрд руб.

Москва им в помощь

Очевидный минус этого плана заключается всё в той же политике, которая и на этот раз вряд ли совпадёт с экономикой. С точки зрения городского и даже краевого бюджета, нет никакой разницы, строить мост или дорогу за 15 или за 25 млрд руб. И та и другая сумма одинаково неподъёмны без федеральных дотаций. А эти дотации гораздо проще получить под конкретный проект всем понятного моста через Каму, чем под кажущиеся из Москвы абстрактными предложения соединить пермские улицу Старцева и проспект Октябрят.

С поправкой на инфляцию можно предположить, что реальная стоимость строительных работ по новому мосту составляет от 10 до 15 млрд руб. Выбить эти деньги из федерального бюджета вполне реально, что доказывает пример Новосибирска, где в 2010 году началось строительство третьего моста через Обь. Новосибирский мост сопоставим по характеристикам с предполагаемым к строительству мостом в Перми. Проект софинансируется из федерального бюджета, а его стоимость оказалась близка как раз к 15 млрд руб.

Кстати, о финансах. По словам Александра Фельдмана, возглавлявшего Мостоотряд №123 во время строительства Красавинского моста, стоимость работ на этом объекте составила около 8 млрд руб. Строительство нового моста вряд ли окажется дешевле первой очереди Красавинского моста (около 5,5 млрд руб.)

Новый компаньон