Моделирование вариантов светофорного регулирования перекрестка ул. Макаренко — бульвар Гагарина – ул. Революции

Сентябрь 4, 2012 Главный редактор 0

Моделирование проводилось специалистами Агентства дорожной информации Радара для того, чтобы найти оптимальный вариант работы светофорных объектов на пересечении бульвара Гагарина, улицы Революции и улицы Макаренко для проектного варианта организации дорожного движения.

Проектный вариант организации дорожного движения был разработан специалистами ООО «Пермгражданпроект».

По сравнению с существующей схемой организации движения, в проекте планировки произошли следующие изменения:

  • Уширение проезжей части бульвара Гагарина до 4 полос для ТС, следующих в северном направлении;
  • По ул. Макаренко произошло уширение проезжей части с разделением по направлениям движения. В северной части разрешено движение только в западном направлении, в южной части ул. Макаренко движение осуществляется только в восточном направлении.

Проектное предложение №1 для светофорного регулирования было разработано Пермской дирекцией дорожного движения.

  • Во время фазы 1 осуществляется движение ТС по бульвару Гагарина во всех направлениях, пешеходные переходы через ул. Макаренко и ул. Революции. Фаза 1 длится 37 секунд.
  • Во время фазы 2 осуществляется движение ТС по бульвару Гагарина в северном направлении, повороты с бульвара Гагарина на ул. Революции и ул. Макаренко. Фаза 2 длится 16 секунд.
  • Во время фазы 3 осуществляется движение во всех направлениях ТС, следующих с ул. Макаренко, и движение ТС, следующих во всех направлениях с ул. Революции. Кроме этого, разрешены пешеходные переходы через бульвар Гагарина. Фаза 3 длится 38 секунд.

После завершения фазы 3 выделено 3 секунды для завершения маневра ТС, выехавших на перекресток.
Общая продолжительность цикла светофорного регулирования составляет 94 секунды.
Фрагмент области моделирования проектного предложения №1 представлен на рисунке 1.

Из рисунка 1 видно, что транспортные средства, поворачивающие с ул. Революции направо, испытывают задержки из-за того, что им необходимо пропустить пешеходов. В связи с этим было принято решение сократить продолжительность пешеходного перехода через бульвар Гагарина.

Проектное предложение №2 по организации светофорного регулирования на перекрестке ул. Макаренко – Бульвар Гагарина – ул. Революции.

Основной идеей проектного предложения является сокращение времени пешеходного перехода через бульвар Гагарина.

Фрагмент области моделирования проектного предложения №2 в утренний час пик представлен на рисунке 2.

В результате моделирования было выявлено, что показатели пропускной способности узла в утренний час пик остались неизменными, т.к. задержки на поворотах у транспортных средств, следующих с ул. Революции направо, все равно возникают. Задержки связаны с тем, что пешеходы не успевают перейти широкую проезжую часть и им приходится идти на красный сигнал, вследствие чего транспортные средства вынуждены их пропускать.

В вечерний час пик интенсивность транспортного потока, движущегося с ул. Революции возрастает в 5 раз и из тех, кто поворачивает с ул. Революции направо, выстраивается очередь (рисунок 3).

Поэтому данное проектное предложение является оптимальным для вечернего часа пик, ведь сокращение продолжительности пешеходного перехода позволяет транспортным средствам быстрее совершить маневр правого поворота.

Проектное предложение №3 по организации светофорного регулирования на перекрестке ул. Макаренко – Бульвар Гагарина – ул. Революции.

Для проектного предложения №3 фазы 1 и 2 также остаются неизменными.
Во время фазы 3 осуществляется движение ТС со стороны ул. Революции (повороты на бул. Гагарина в обоих направлениях и движение ТС в сторону ул. Макаренко), а также пешеходный переход через бул. Гагарина в северной части перекрестка. Продолжительность фазы – 26 секунд.

Во время фазы 4 осуществляется движение ТС со стороны ул. Макаренко: повороты на бульвар Гагарина в обоих направлениях, движение ТС прямо через бульвар Гагарина. Также осуществляется пешеходный переход через бульвар Гагарина в южной части перекрестка. Фаза 4 длится 23 секунды.
Общее время цикла – 102 секунды.
Фрагмент области моделирования для проектного предложения №3 изображен на рисунке 4.

Из рисунка 4 видно, что продолжительности светофорных фаз не хватит, чтобы пропустить всю очередь транспортных средств, следующих со стороны ул. Революции. Данные задержки сильно влияют на пропускную способность данного перекрестка, т.к. интенсивность транспортного потока в вечерний час пик – 2344 ТС.

Анна Батова, специалист по микромоделированию Агентства дорожной информации, сделала следующие выводы по результатам моделирования: расширение бульвара Гагарина и смена организации движения на ул. Макаренко приводит к перераспределению транспортных потоков в зоне влияния перекрестка ул. Макаренко – Бульвар Гагарина – ул. Революции.

По результатам сравнительного анализа наиболее оптимальным является проектное предложение №2. Это обусловлено наибольшей продолжительностью фаз для движения ТС по ул. Макаренко и ул. Революции, т.к. именно на этих участках в часы пик наблюдаются наибольшие интенсивности (по ул. Макаренко в утренний час пик – 716 ТС, по ул. Революции – 706 ТС в утренний и 2344 ТС в вечерний час пик). Также в проектном предложении №2 (в отличие от проектного предложения №1) выделено время для свободного поворота ТС с ул. Революции направо. Это также играет значительную роль, т.к. в вечерний час пик направо поворачивают 565 ТС.

Проектное предложение №3, напротив, оказалось самым худшим по рассматриваемым параметрам. Это связано с уменьшенной продолжительностью фаз как для ТС, следующих с ул. Макаренко, так и для ТС, следующих с ул. Революции.

Поделиться