Моделирование организации дорожного движения на пересечении проспекта Комсомольский – улицы Революции города Перми

Декабрь 27, 2014 Александра Нестерова 0

Объектом исследования явился участок, включающий пересечение Комсомольского проспекта и улицы Революции. Исследуемый участок расположен в центрально-планировочном районе города, вследствие чего на данном перекрестке ежедневно наблюдаются большие интенсивности транспортных потоков.

К особенностям данного перекрестка можно отнести стоп-линию, расположенную в центре пересечения (рисунок 1).


Рисунок 1 – Схема организации дорожного движения на пересечении пр. Комсомольский – ул. Революции

В настоящее время наблюдаются очереди, состоящие из транспортных средств, движущихся с восточного и западного направлений улицы Революции, а также из транспортных средств, поворачивающих с Комсомольского проспекта налево.

Задержки возникают главным образом из-за светофорного регулирования, которое подразумевает одновременное движение транспортных средств, поворачивающих налево и движение встречных транспортных потоков.

Было принято решение проанализировать изменение показателей эффективности функционирования перекрестка при изменении параметров светофорного регулирования. Для этого специалистами Департамента дорог и транспорта было разработано 5 проектных предложений.

Проектное предложение 1 подразумевает выделение дополнительной фазы для транспортных средств, поворачивающих налево с северного направления Комсомольского проспекта.

В результате моделирования было выявлено, что такое изменение светофорного регулирования положительно скажется на таких показателях эффективности функционирования перекрестка, как:

? Среднее время задержки транспортного средства

? Средняя скорость

? Среднее число остановок транспортного средства

? Количество выехавших транспортных средств (за час)

Кроме того, было проведено моделирование проектного предложение 2, которое подразумевает не столько изменение параметров светофорного регулирования, сколько изменение конфигурации перекрестка. Так, на перекрестке одностороннее движение по ул. Революции продляется до пересечения.

Данное проектное предложение, по сравнению с проектным предложением 1 и существующей ситуацией еще более улучшает показатели эффективности функционирования перекрестка.

Однако данное проектное предложение имеет значительный недостаток – нет возможности произвести разворот тем водителям транспортных средств, которые должны развернуться с южного направления Комсомольского проспект на северное направление.

Для устранения данного недостатка специалистами Департамента дорог и транспорта было разработано проектное предложение, подразумевающее выделение полосы для разворота транспортных средств, следующих с южного направления Комсомольского проспекта на северное направление.

В результате моделирования было выявлено, что данное проектное предложение также положительно сказывается на эффективности функционирования перекрестка.

Для сравнения также было проведено моделирование проектного предложения 4, которое не подразумевает изменение конфигурации перекрестка (как, например, проектные предложения 2 и 3), а только изменение светофорного регулирования.

Данное проектное предложение также улучшает показатели эффективности функционирования перекрестка, однако, совсем незначительно, по сравнению с существующей ситуацией.

Кроме того, было проведено моделирование проектного предложения 5, которое подразумевает светофорное регулирование проектного предложения 1, но с измененной конфигурацией перекрестка (конфигурация перекрестка при этом принята такой же, как в проектном предложении 2 и 3, т.е. одностороннее движение по ул. Революции продлено до перекрестка).

Данное проектное предложение также улучшает показатели эффективности функционирования перекрестка.

В результате моделирования существующей ситуации и проектных предложений был получен сравнительный анализ всех вариантов организации движения для утреннего и вечернего часов пик (таблица 1, 2).

Таблица 1 – Анализ эффективности функционирования в утренний час пик

Таблица 2 – Анализ эффективности функционирования в вечерний час пик

Из таблиц видно, что лучшим является проектное предложение 2, подразумевающее изменение конфигурации перекрестка – продление одностороннего движения по ул. Революции до перекрестка. Однако данное проектное предложение имеет значительный недостаток – запрещен маневр разворота транспортных средств с южного направления Комсомольского проспекта на северное направление. Разрешение данного маневра предусмотрено в проектном предложении 3, которое также улучшает показатели эффективности функционирования перекрестка по сравнению с существующей ситуацией.

Стоит отметить, что любое закрытие движения конфликтных транспортных потоков на перекрестке влечет за собой снижение времени задержки на данном перекрестке. Вместе с тем, за счет перераспределения интенсивностей транспортных потоков возможно увеличение времени задержки на других перекрестках, в результате чего ухудшатся интегральные показатели качества функционирования всей транспортной системы.

В связи с этим, считаем целесообразным рассмотреть весь участок Комсомольского проспекта (от ул. Монастырской до ул. Белинского) и определить, на каких перекрестках целесообразно запрещать некоторые виды маневров. Кроме того, оптимизацию светофорного регулирования на перекрестке пр. Комсомольский – ул. Революции желательно проводить одновременно с оптимизацией светофорного регулирования на остальных перекрестках Комсомольского проспекта, с учетом всех планируемых изменений схем организации дорожного движения на перекрестках Комсомольского проспекта.

Для этого следует пересмотреть организацию дорожного движения на всех пересечениях Комсомольского проспекта, имеющего в своем составе две проезжие части и бульвар, который состоит из 10 участков пешеходной аллеи и расположен по его центральной оси. Пересмотр организации дорожного движения потребует решение вопроса о разрешении либо запрещении движения пешеходов вдоль Комсомольского проспекта по аллейной его части и перехода проезжих частей по ходу такого движения.

Возможно, следует организовать пешеходные переходы вдоль всего Комсомольского проспекта через поперечные ему улицы, в том числе ул. Революции. Данное решение должно быть связано с существующими схемами организации дорожного движения и схемами светофорного регулирования. В данный момент на всех пересечениях Комсомольского проспекта присутствуют абсолютно разные схемы организации дорожного движения.

В связи с этим организацию дорожного движения пересечения Комсомольского проспекта – ул. Революции, рассматриваемую в данной работе следует унифицировать и сделать типовой, аналогичной схемам организации дорожного движения на других перекрестках. Подобная унификация и разработка единых подходов к организации дорожного движения на всем Комсомольском проспекте позволит водителям лучше ориентироваться и заблаговременно принимать решение о предстоящих маневрах на каждом из перекрестков.

Поделиться