Моделирование и прогнозирование транспортных потоков на ул. Светлогорской в зоне влияния ГМ «Магнит»

12 ноября, 2013 admin 1

В августе 2013 года ООО «Агентство дорожной информации РАДАР» выполняло субподрядную работу для ООО «Пермгражданпроект» на тему «Моделирование и прогнозирование транспортных потоков на ул. Светлогорской в зоне влияния ГМ «Магнит». Целями выполняемой работы ООО «Агентство дорожной информации РАДАР» была оценка влияния строительства ГМ «Магнит» на ул. Светлогорская, 15а на качество функционирования транспортной системы г. Перми, а также определение оптимальной схемы организации дорожного движения на участке ул. Светлогорской с учетом строительства ГМ «Магнит».

На транспортной модели г. Перми было проведено моделирование трех сценариев макроскопических изменений в транспортной системе г. Перми в связи с вводом в эксплуатацию ГМ «Магнит».


Рис. 1. Транспортная модель г. Перми

По результатам моделирования на транспортной модели г. Перми сценария, разработанного специалистами ЗАО «Тандер», и сценария 1 качество функционирования транспортной системы г. Перми в целом ухудшается.


Рис.2. Проект организации дорожного движения в зоне влияния ГМ «Магнит» для сценария, разработанного специалистами ЗАО «Тандер»


Рис.3. Схема организации дорожного движения для проектного предложения, разработанного специалистами ЗАО «Тандер»


Рис.4.Фазы светофорного регулирования на перекрестке ул. Светлогорская – выезд с территории ГМ «Магнит»в транспортной модели г. Перми для сценария, разработанного специалистами ЗАО «Тандер»

Это связано с изменением организации дорожного движения на перекрестке ул. Светлогорская – въезд на территорию ГМ «Магнит». При этом реализация сценария 1 оказывает менее негативное влияние на качество функционирования транспортной системы г. Перми, чем сценарий, разработанный специалистами ЗАО «Тандер».

По результатам моделирования на транспортной модели г. Перми сценария 2 качество функционирования транспортной системы г. Перми в целом улучшается. Это связано, в первую очередь, с тем, что сценарий 2 предусматривает организацию дополнительной полосы в восточном направлении движения (в сторону центра города) по ул. Светлогорская.

Далее, на основе данных об интенсивности движения транспортных потоков было проведено микромоделирование, и представлены результаты сравнительного анализа существующей ситуации и проектных предложений организации дорожного движения на рассматриваемом участке УДС.

Проектные предложения 1 и 2 были разработаны специалистами «Пермгражданпроект». Проектное предложение 1 предусматривает:
• Уширение проезжей части для направления движения с востока на запад (из города) до трех полос;
• Организация островка безопасности для пешеходов;
• Организация въезда на ул. Светлогорскую в западной части рассматриваемого участка УДС, а также организация пешеходного перехода через данный въезд;
• Организация въезда и выезда с ул. Светлогорской в западной части рассматриваемого участка УДС при помощи левых поворотов;
• Перенос существующего светофорного объекта и пешеходного перехода в районе остановки «Стадион» в западном направлении к месту планируемого регулируемого выезда с территории ГМ «Магнит»


Рис.5.Схема организации дорожного движения для проектного предложения 1

Проектное предложение 2 предусматривает:
• Уширение проезжей части для направления движения с запада на восток (в город) до трех полос;
• Организация въезда и выезда с ул. Светлогорской в западной части рассматриваемого участка УДС при помощи левых поворотов;
• Перенос существующего светофорного объекта и пешеходного перехода в районе остановки «Стадион» в западном направлении к месту планируемого регулируемого выезда с территории ГМ «Магнит»
• Организация «островка безопасности» для пешеходов, переходящих ул. Светлогорская в западной части перекрестка.

Разница между проектными предложениями состоит в том, что в проектном предложении №2 для движения ТС в восточном направлении в сторону центра города организовано 3 полосы движения.


Рис.6. Схема организации дорожного движения для проектного предложения 2


Рис.7. Дополнительная полоса движения по ул. Светлогорская для осуществления маневра левого поворота на перекрестке ул. Светлогорская – выезд с территории ГМ «Магнит»для сценария 2

Для каждой из проектных схем было проведено моделирование различных вариантов светофорного регулирования. По результатам моделирования был проведен сравнительный анализ существующей ситуации и проектных предложений, в котором отдельно рассматриваются основные параметры движения ТС и пешеходов, а также общий анализ.


Рис.8. Фрагмент области моделирования в вечерний час пик проектного предложения, разработанного специалистами ЗАО “Тандер” при цикле светофорного регулирования 110 секунд (1814-ая секунда имитации)

При рассмотрении проектной схемы №1, которая не предусматривает организацию дополнительной третьей полосы для движения ТС в сторону города, было выявлено, что ТС при всех вариантах светофорного регулирования испытывают задержки. Однако, при установлении цикла 105/22 показатели движения пешеходов лучше, чем в существующей ситуации.

Это связано, прежде всего с тем, что пешеходы успевают перейти проезжую часть за 1 цикл светофорного регулирования (в отличии от цикла 91/15, при котором пешеходы вынуждены останавливаться на островке безопасности и вновь ожидать зеленого сигнала), а также с тем, что общий цикл несущественно возрастает и время ожидания зеленого сигнала несущественно увеличивается (в отличие от цикла в 145 секунд).


Рис.9. Фрагмент области моделирования в вечерний час пик проектного предложения 1 при цикле светофорного регулирования 113 секунд (1036-ая секунда имитации)

При рассмотрении проектной схемы №2 было выявлено, что движение ТС улучшается при циклах 91/15 и 145/18. Это связано с тем, что длина фазы для движения ТС не уменьшается. У пешеходов наблюдается зеркальная ситуация, т.к. при цикле 91/15 пешеходы не успевают переходить, а общее время цикла 145 слишком большое для ожидания.

Условиями п. 1.1 протокола заседания рабочей группы по организации дорожного движения от 14.02.2013 являются «выполнение дополнительных мероприятий, обеспечивающих сохранение пропускной способности ул. Светлогорской в часы наибольшей интенсивности движения транспорта» и «недопущение увеличения времени ожидания пешеходами пешеходной фазы свыше половины установленного минимального из интервалов в движении общественного транспорта».

Данным условиям отвечает проектное предложение 2, подразумевающее организацию третьей полосы для ТС, движущихся в западном направлении в сторону города при применении программы светофорного регулирования 113/21.


Рис.10. Фрагмент области моделирования в вечерний час пик проектного предложения 2 при цикле светофорного регулирования 113 секунд (836-ая секунда имитации)

Так, проектное предложение 1, не предусматривающее дополнительной полосы для движения ТС в город, не отвечает первому требованию, т.к. при любом светофорном регулировании показатели эффективности функционирования участка УДС ухудшаются.

Циклы светофорного регулирования 91/15 и 145/18 для проектного предложения 2 не отвечают второму условию, так как в данном случае пешеходные фазы малы и пешеходы не успевают перейти проезжую часть за 1 цикл, вследствие чего возникают большие задержки пешеходов, влияющие на общий анализ эффективности исследуемого участка УДС. При цикле светофорного регулирования 113/21 задержки пешеходов по сравнению с существующей ситуацией возрастают не более, чем на 10 секунд.

Таким образом, по результатам прогнозного и имитационного моделирования как с точки зрения качества функционирования транспортной системы г. Перми в целом, так и с точки зрения качества функционирования исследуемой области, к реализации рекомендуется проектное предложение 2, включающее следующе мероприятия:
• Уширение проезжей части для направления движения с запада на восток (в центр города) до трех полос;
• Организация въезда и выезда с ул. Светлогорской в западной части рассматриваемого участка УДС при помощи левых поворотов;
• Перенос существующего светофорного объекта и пешеходного перехода в районе остановки «Стадион» в западном направлении к месту планируемого регулируемого выезда с территории ГМ «Магнит»
• Организация «островка безопасности» для пешеходов, переходящих ул. Светлогорская в западной части перекрестка.

Рекомендуемая программа светофорного регулирования для перекрестка ул. Светлогорская и выезда с территории ГМ «Магнит»: общий цикл – 113 секунд, фаза для движения ул. Светлогорская – 92 секунд, фаза для движения пешеходов и для выезда с территории ГМ «Магнит» – 21 секунда.

По результатам заседания рабочей группы по организации дорожного движения при Департаменте дорог и транспорта 05.09.2013 было решено признать возможной организацию примыкания к ул. Светлогорской выезда от строящегося ГМ «Магнит» в соответствии с предложенным проектным предложением №2 и циклом светофорного регулирования 113/21.