Квартал 179: быть или не быть?

11 апреля, 2012 admin 0

10 апреля в администрации Свердловского района состоялись публичные слушания по проекту планировки квартала № 179, ограниченного улицами Революции, Куйбышева, Глеба Успенского и Комсомольским проспектом. Обсуждение стратегии развития квартала вызвало живой интерес у многих жителей г. Перми.

В обсуждении приняли участие представители администрации Свердловского района, Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, ОАО «Пермагростройзаказчик», депутаты Пермской Городской Думы, жители домов квартала, представители общественности.

Напомним, что реконструкция квартала 179 является пилотным проектом по реализации Генерального плана г. Перми. Основной целью проекта является создание примера качественной жилой среды в центре города.

Стратегия развития квартала вызвала неоднозначную реакцию со стороны общественности и жителей. Наибольшее беспокойство жильцов вызвали вопросы сноса домов по ул. Куйбышева и Г. Успенского в перспективе и расселение жителей, а также судьба участков на территории квартала, которые находятся в долевой и частной собственности и попадают под застройку.


Директор ОАО «Пермагростройзаказчик» А.Р. Ковыев

Директор ОАО «Пермагростройзаказчик» А.Р. Ковыев и заместитель начальника Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми О.Д. Немирова заверили жильцов, что в настоящее время речь о сносе их домов и расселении не идет. Существующие дома не относятся к категории ветхого и аварийного жилья, которое попадает под снос в г. Перми.

В качестве недостатков проекта были указаны несоблюдения норм противопожарной безопасности, в частности, противопожарных разрывов между домами №47, 49, 51 по Комсомольскому проспекту, уменьшение приватного пространства существующих домов, вырубка липовой рощи на территории краевой психиатрической больницы. Также прозвучало мнение, что система кластеров в реальности окажется «каменными джунглями», в которых не будет места зеленым насаждениям.

С застройкой квартала возрастет и автомобильная нагрузка на прилегающие улицы. Центральное расположение квартала, строительство большого количества офисных помещений и жилых домов предполагает увеличение количества автотранспорта. Для его размещения будут созданы парковочные места, в основном в виде одно- и двухуровневых подземных парковок.

Проект предусматривает создание вспомогательных квартальных улиц и продолжение ул. Пионерской. Выезды с этих улиц планируется вывести на ул. Куйбышева, Революции, Г. Успенского. Вызывает сомнение их возможность справиться с возросшей автомобильной нагрузкой. Ситуацию прокомментировал начальник Пермской дирекции дорожного движения М.Л. Кис: «Строительство в центре города новых домов, естественно, предполагает, что в них поселятся жильцы с достаточными финансовыми возможностями. Кроме того, люди, которые будут работать в квартале, тоже будут приезжать на машинах.


Создание достаточного числа парковочных мест на территории квартала должно удовлетворить потребности всех этих людей. Что касается улиц Революции и Куйбышева, нужно моделировать транспортную нагрузку, но пока эти улицы способны справиться с нагрузкой, по крайней мере, первой очереди строительства. Планируется реконструкция улиц Революции и Куйбышева, устройство трамвайных путей на ул. Революции. Эти вопросы будут обсуждаться на рабочей группе, а позже будут вынесены на публичные слушания».

Создание вспомогательных квартальных улиц, предусмотренное проектом, также вызвало много вопросов у жильцов домов № 47, 49 и 51 по Комсомольскому проспекту. В настоящее время существует проблема с ограничением доступа посторонних во дворы этих домов, которая решается с помощью установки всевозможных ограждений и решеток.

Беспокойство жильцов вызвал вопрос, впишутся ли эти ограждения в архитектурный облик будущего квартала и не будут ли они снесены, а также вопрос доступа посторонних с территории новой застройки. А.Р. Ковыев, генеральный директор ОАО «Пермагростройзаказчик», заверил жителей, что все ограждения останутся на месте, и вопрос ограничения доступа жильцы существующих домов смогут решать сами. В проекте предусмотрено ограничение доступа посторонних в новые дома.

Большую обеспокоенность вызвал вопрос, по каким улицам будет осуществляться проезд техники и обеспечение строительными материалами. Перспектива стройки рядом с жилыми домами не вызвала оптимизма у жильцов.

В процессе слушаний были обозначены существующие проблемы придомовых территорий квартала и внутриквартальных проездов. В частности, возле домов №5 и №7 по ул. Г. Успенского постоянно паркуются посетители кинотеатра «Кристалл». Платная подземная парковка кинотеатра заполнена на 30%. Остальные любители кино предпочитают не тратить лишние деньги на парковку. Проезд пожарных и других городских служб к этим домам также затруднен. Со слов М.Л. Киса, начальника Пермской дирекции дорожного движения, этот вопрос неоднократно поднимался на рабочей группе. Решить этот вопрос планируется путем установки ограждений и защиты дворов с подключением ГИБДД.

Многие участники общественных слушаний отметили, что проект недоработан, отдельные моменты составлены некорректно. Были внесены предложения оставить на месте краевую психиатрическую больницу и два корпуса Медицинской академии на ее территории, а также предложение устроить сквер на месте больницы, которое было одобрено большинством собравшихся.

В поддержку проекта высказались представители общественности. В частности, Д.В. Гусев, председатель некоммерческого партнерства «Штаб добровольных народных дружин Свердловского района», отметил, что состояние жилых домов, придомовых территорий, благоустроенности в пределах существующей застройки квартала оставляет желать лучшего, и с появлением новой застройки возможно повышение качества жизни.

Сотрудники Центра дорожной информации также высказали свое мнение по поводу проекта. Ю. А. Попов, специалист по транспортному планированию: “Строительство квартала 179 в соответствии с идеями Мастер-плана – это, безусловно, полезный для города проект. Однако очень важно при его реализации учесть интересы жителей существующих домов. Также важно не допустить ухудшения транспортной ситуации на ул. Революции, ул. Куйбышева и Комсомольском проспекте, т.к. планируется обустройство большого количества дополнительных выездов из квартала, по которым будут выезжать как жители квартала, так и посетители планируемых офисов. Позитивным моментом проекта можно считать строительство выделенной трамвайной линии по ул. Революции на участке от ул. Куйбышева до ул. Сибирской, что позволит создать для жителей квартала реальную альтернативу индивидуальному транспорту”.

Все замечания и пожелания участников публичных слушаний были внесены в протокол.

Заключение по результатам публичных слушаний будет подготовлено в течение 15 дней, после чего проект либо отправят на доработку и назначат повторные общественные слушания, либо прошедшие слушания будут признаны состоявшимися.