Концепция транспортного планирования и организации движения на территории города Перми (часть 4)

31 марта, 2007 admin 0

Повышение транспортной культуры общества

Целевая установка – формирование в массовом сознании общественно значимых стереотипов транспортного поведения.
Критерий оценки – количество электората, поддерживающего приоритеты транспортной политики администрации г. Перми.
Принципиальные решения по развитию УДС и организации движения принимаются на основе общественного обсуждения с участием различных слоев населения (сегментированного по признакам транспортного поведения), а также экспертного сообщества.
Предложенный в Концепции механизм подготовки проектов развития УДС, как отдельной планировочной единицы, через подготовку документации по планировке территорий – проекта планировки участка УДС – предполагает (согласно Градостроительному кодексу РФ) проведение публичных слушаний проекта.
Проводимые на уровне подготовки документации по планировке территорий и проектирования независимые экспертизы проектов развития сети и реконструкции ее отдельных элементов призваны нивелировать сложившуюся на сегодняшний день в г. Перми систему кадрового и ресурсного обеспечения деятельности специализированных проектных предприятий.
Необходимо эпизодическое проведение городских или локальных референдумов, а также общественных слушаний по поводу приемлемости отдельных крупных проектов в области транспортного планирования и организации дорожного движения.
Необходимо привитие молодым гражданам либерально-демократических представлений по поводу прав, преимуществ, запретов, ответственности и платежных обязательств, возникающих в связи с пользованием транспортной системой города и ее элементами:

  • в процессе школьного образования;
  • в процессе подготовки водителей в автошколах.

В связи с проводящейся реформой школьного образования (11-12-летнее образование) целесообразно на региональном или местном уровне проработать вопрос, связанный с возможностью включения в обязательный курс средней общеобразовательной школы дисциплины изучения правил дорожного движения с одновременной сдачей теоретических квалификационных экзаменов на получение прав управления транспортными средствами непосредственно в период окончания средней школы.

Регулирование прав собственности и финансирование

Проезжие части улиц и дорог, находящиеся на землях общего пользования в границах города составляют недвижимое имущество города (муниципальное имущество – ст. 212 ГК РФ).
Внутриквартальные проезды пешеходные дорожки, прочие элементы транспортной инфраструктуры, проектами планировок вынесенные за красные линии земель общего пользования – составляют имущество собственников земельных участков либо владельцев недвижимости.
Границы территорий земель общего пользования определяются в проектах планировок участков УДС. В их отсутствии – проектами планировок территорий.
Установление границ, разделение прав собственности (иных прав) на землю внутриквартальных территорий за границами красных линий закрепляется в проектах межевания территории.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ), если иное не предусмотрено отдельным договором на содержание имущества. Риск случайного повреждения имущества несет также его собственник.
Проезжая часть улиц и дорог – является сложной неделимой вещью, содержащей в своем составе:

  • проезжую часть;
  • дорожные знаки, разметку проезжей части;
  • технические средства регулирования движения находящиеся или относящиеся к данной проезжей части;
  • инженерное оборудование – освещение, канализация (водоотвод), защитные сооружения.

Проезжая часть не включает в себя заездные карманы, разворотные площадки для пассажирского транспорта, площади остановочных комплексов.
Муниципальные дороги общего пользования, проезжие части улиц – как объект недвижимости (недвижимое имущество) – учитываются в реестре муниципального имущества г. Перми. Муниципальное имущество – проезжая часть улицы или дороги – может быть предано в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему) в соответствии с ГК РФ как сложная неделимая вещь. Право оперативного управления муниципальными автомобильными дорогами общего пользования и проезжими частями улиц подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Предусматривается выделение из состава земель общего пользования участков земель и находящегося на них недвижимого имущества: заездных карманов, разворотных площадок для пассажирского транспорта, площадей остановочных комплексов в отдельный комплекс («маршрутная сеть пассажирского транспорта») имущественных гражданско-правовых отношений. Доступ транспортных средств и порядок пользования маршрутной сетью пассажирского транспорта определяется отдельными договорами с пассажироперевозчиками.
Расходы на эксплуатацию, содержание проезжих частей улиц и дорог на землях общего пользования финансируются из средств бюджета города.
Расходы на эксплуатацию и содержание внутриквартальных проездов, пешеходных дорожек, прочих элементов транспортной инфраструктуры, находящихся за красными линиями земель общего пользования, несут собственники земельных участков либо владельцы недвижимости.
Часть дорог общего пользования, проходящих в границах муниципального образования г. Пермь, может быть передана в установленном порядке в государственную собственность Пермского края. К таким дорогам могут относиться:

  • части муниципальных дорог общего пользования, являющиеся одновременно продолжениями региональных автомобильных дорог;
  • объездные дороги;
  • иные дороги с преимущественным транзитным движением транспортных средств.

Расходы на эксплуатацию и содержание переданных в государственную собственность Пермского края дорог общего пользования, проходящих в границах муниципального образования г. Пермь, финансируются из средств бюджета Пермского края.

Механизмы реализации Концепции

Порядок реализации положений Концепции также включает в себя три уровня (три этапа):

  • управленческий;
  • законодательный;
  • организационно-технический.

Реализация положений Концепции на указанных уровнях происходит последовательно и поэтапно. В качестве первоочередных задач предусматривается решение вопросов управления развитием дорожно-транспортного комплекса (приложение 8). В части развития УДС положения Концепции реализуются одновременно с положениями Генерального плана г. Перми в части развития УДС через программы и планы реализации генерального плана.
Целью разработки программы является определение требуемых объемов дорожного строительства и развития улично-дорожной сети города на перспективу до 2020 г. и определение общей стоимости работ. Программы реализации генерального плана в части развития УДС разрабатываются по заказу Департамента планирования и развития территории г. Перми, рассматриваются и утверждаются на заседаниях Пермской городской Думы. В ходе разработки программы предусматривается предложить различные варианты развития сети (вариантные предложения) в части конкретизации основных параметров улиц и дорог, перекрестков и развязок, а также объектов дорожной инфраструктуры, в соответствии с классификацией и функциональным назначением элементов сети, принятым в настоящей Концепции. Определить сроки подготовки документации по планировке территорий и проектной документации и сроки строительства отдельных объектов в каждом варианте исполнения.
Планы реализации генерального плана разрабатываются на основе утвержденной программы реализации генерального плана в части развития УДС и утверждаются на срок два года, по истечении которых подготавливается новый план на следующий срок, продолжительностью не менее двух лет. Целью разработки плана является подготовка руководящего документа, определяющего оптимальные объемы реконструкции и развития улично-дорожной сети на краткосрочную перспективу, исходя из потребностей и текущих возможностей бюджета. Планы реализации генерального плана в части развития УДС разрабатываются по заказу Департамента транспорта и дорог администрации г. Перми, рассматриваются и утверждаются главой администрации г. Перми (приложение 9, 10).
Отдельные положения Концепции реализуются в рамках целевых программ, концепций, стратегических проектов и схем развития объектов приложения концепции, а также отдельных мероприятий, необходимость, последовательность разработки и реализации которых должна быть обоснована в соответствующих комитетах и департаментах администрации города.

Приложения

Приложение 1. Требования к составу и порядку разработки обосновывающих материалов проектов планировок территорий, в части развития улично-дорожной сети и организации движения транспорта

Обосновывающие материалы к проектам планировок территорий содержат положения о расчетных показателях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения, проживающего на соответствующей территории.
В части планировки и организации УДС на территории.
Предложения по организации УДС проектируемого района и маршрутной сети общественного транспорта необходимо обосновать с учетом социального и экономического критериев.
Социальный критерий. Минимизация затрат на удовлетворение потребности населения территории в перемещениях (время).
Экономический критерий. Минимизация затрат на удовлетворение потребности населения территории в перемещениях (деньги).
Обоснование предложений провести отдельно по каждой группе корреспонденции:

  • внутренние корреспонденции (рекреационные перемещения внутри проектируемой территории);
  • внешние корреспонденции (связи с соседними территориями);
  • транзитные корреспонденции (при их наличии через проектируемую территорию).

Обоснование потребности передвижений выполнить, основываясь на модели Split – (модель общего разделения реализации предполагаемых транспортных корреспонденций по способам реализации и видам транспорта на исследуемой территории):

  • пешком;
  • легким транспортом;
  • общественным транспортом;
  • индивидуальным транспортом.

Для каждого способа передвижения представить:

  • абсолютные и средневзвешенные показатели предполагаемой реализации корреспонденций в натуральном выражении (расчет пассажиропотоков);
  • расчет времени реализации корреспонденций, при нормированном радиусе доступности (изохроны);
  • картограммы маршрутов реализации корреспонденций;
  • предложения по организации движения и развития инфраструктуры для реализации каждого способа передвижения (пешеходные переходы, места хранения легкого транспорта и автомобилей, остановки общественного транспорта, размещение автозаправочных станций, станций технического обслуживания автомобилей и прочих объектов транспортной инфраструктуры).

С учетом этого:

  • определить прогнозируемую интенсивность движения;
  • назначить параметры участков УДС;
  • определить скоростной режим движения;
  • обосновать необходимость в искусственных сооружениях, транспортных развязках в разных уровнях;
  • по результатам моделирования движения на проектируемой территории разработать схему организации улично-дорожной сети.

Представить конкретные проектные предложения с обоснованием стоимости работ, учитывающих:

  • поперечные профили улиц;
  • перекрестки, развязки;
  • транспортную инфраструктуру;
  • средства организации движения.

Дать предложения по очередности реализации планируемых мероприятий.
Основные технико-экономические показатели проекта планировки территории в части планировки и организации УДС представить согласно приложения 7 СНиП 11-04-2003.

Графический материал представить в следующем составе:

  1. схема планировки элементов УДС, искусственных сооружений;
  2. схема вертикальной планировки элементов УДС;
  3. схема организации улично-дорожной сети и схема движения транспорта на соответствующей территории;
  4. результаты моделирования движения на проектируемой территории.

Приложение 2. Положение о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов планировки улично-дорожной сети

В Положении о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов планировки улично-дорожной сети следует определить порядок разработки, согласования и утверждения проекта планировки улично-дорожной сети исходя из следующих данных:

  1. перечень объектов улично-дорожной сети, на которые распространяется положение;
  2. состав исходных данных:
    • топографические планы;
    • заключения о состоянии инженерного оборудования;
    • данные о состоянии окружающей среды территории;
    • данные о наличии памятников истории и культуры;
    • данные о плотности населения районов города в границах зоны влияния для расчета экологических показателей;
    • данные о состоянии улично-дорожной сети;
    • данные обследований величины пассажиропотоков на сети;
    • данные о ранее утвержденной документации по планировке территории;
    • данные о ранее выполненной проектной документации по транспортно-планировочному решению объектов улично-дорожной сети;
    • кадастровые данные по землепользованию.
  3. требования к составу и порядку разработки обосновывающих материалов проекта планировки:
    • материалы в графической форме;;
    • пояснительная записка.
  1. требования к составу и порядку разработки основной (утверждаемой) части проекта планировки проекта планировки.
    • принципиальное транспортно-планировочное решение;
    • проектные решения в вариантах.

Приложение 3. Зонирование территории по транспортным районам

№ п/п Транспортный район Кол-во жителей, тыс. чел. всего Кол-во жителей, тыс. чел. в т.ч. трудящихся Тяготеет (учащиеся
1 Толмачевский 21,4 12,2 23,9
2 Центр 9,2 5,2 38,3
3 Разгуляй 9,7 5,5 31,9
4 Громова 42,3 24,2 19,7
5 Островского 44,7 25,5 19,6
6 Краснова 14,1 8,1 21,8
7 Владимирский 18,8 10,7 13,4
8 Крохалевка 28,2 16,1 21,7
9 Липовая гора 11,8 6,7 16,2
10 Данилиха 37,3 21,3 6,2
11 Заимка 3,6 2,1 24
12 Парковый 36,1 20,6 14,1
13 Заостровка 19,3 11,0 6,7
14 Балатово 67,8 38,7 21,9
15 Нагорный 60,2 34,4 12,6
16 пос. Первомайский 3,3 1,9 9,2
17 ПНОС 0,0 0,0 41,1
20 Цирк 24,2 13,8 23,8
21 Садовый 28,2 16,1 9,6
22 Южный 23,5 13,4 4,1
23 Мотовилихинские заводы 1,0 0,6 3
24 Висим 26,2 14,9 5,2
25 Ива 30,2 17,2 3,7
29 Голый мыс 5,9 3,4 0,6
30 Новобордовский 14,1 8,1 0,8
31 Вышка I 12,1 6,9 1,4
32 Запруд 8,1 4,6 3
33 Запруд II 27,2 15,5 2,7
34 Вышка II 13,1 7,5 5,9
35 Завод «Машиностроитель» 1,8 1,0 11,2
36 НПО «Искра» 0,0 0,0 3,4
37 Кислотные дачи 18,0 10,3 8,2
38 КамГЭС 27,8 15,8 7,5
39 Левшино 24,0 13,7 5,1
40 Бумкомбинат 7,5 4,3 1,4
41 Голованово 0,8 0,4 1,2
42 Новые Ляды 15,3 8,7 3,6
43 Заозерье 5,3 3,0 7,1
44 Камкабель 0,0 0,0 10,1
45 Гайва 26,3 15,0 6,5
46 Верхняя Курья 6,0 3,4 3,5
47 Камская долина 30,6 17,5 12,7
48 Академический 1,0 0,6 6,4
49 Акулова 37,3 21,3 7
50 Кирова-Налимиха 18,8 10,7 1,5
51 Нижняя Курья 37,6 21,5 9,7
52 Закамск 39,8 22,7 12,4
53 Октябрьский 19,9 11,4 11,4
54 Завод им. Кирова 0,0 0,0 19,8
55 Галоген 0,0 0,0 4,4
56 Крым 3,3 1,9 2,3
57 Ласьвинские хутора 5,5 3,2 0,4
58 Бахаревка 28,4 16,2 6,3

Рис. 1. Численность населения в транспортных районах, тыс.чел

Рис. 2. Численность работающего населения в транспортных районах, тыс.чел

Рис. 3. Количество мест приложения труда в транспортных районах, тыс.чел.

Приложение 4. Зонирование территории по географическому признаку

Приложение 5. Зонирование территории по транспортному обслуживанию

Приложение 7. Классификация элементов улично-дорожной сети