Концепция транспортного планирования и организации движения на территории города Перми (часть 1)

31 марта, 2007 admin 0

Глоссарий

дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;
безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;
обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;
организация дорожного движения – комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах;
дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.
дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;
пропускная способность автомобильной дороги – максимальное количество автомобилей, которое может пропустить данный участок автомобильной дороги или автомобильная дорога в целом в единицу времени.
провозная способность автомобильной дороги – максимальная масса грузов или количество пассажиров, которые могут быть перевезены через данный участок автомобильной дороги в единицу времени.
транспортная политика – официальная декларация целей, принципов и генерального курса действий, определенная в отношении транспортной системы;
транспортная система – комплекс различных видов транспорта, путей сообщения, транспортной инфраструктуры, находящихся во взаимодействии и взаимной зависимости в процессе осуществления перевозок;
транспортное планирование – определение направлений развития транспортной системы города, в целях обеспечения объективно обусловленных потребностей в перемещении грузов и населения по территории города.

Общие положения. Цель, задачи и приоритеты Концепции

Настоящая Концепция определяет цель, задачи, приоритеты, основные направления формирования транспортной политики органов местного самоуправления г. Перми и механизмы её реализации в области совершенствования транспортного планирования и организации дорожного движения в г. Перми.
В концепции рассмотрены три уровня воздействия:

  1. управленческий уровень;
  2. законодательный уровень;
  3. организационно-технический уровень;

в отношении четырех объектов приложения концепции:

  1. транспортное планирование;
  2. организация дорожного движения;
  3. совершенствование маршрутной сети общественного транспорта;
  4. формирование парковочной политики.

Концепция учитывает опыт крупных мегаполисов мира, крупных и крупнейших городов Российской Федерации, отражающий целевые установки органов исполнительной и законодательной власти в сфере транспортной политики, направленной на повышение качества жизни населения, развития экономики, обеспечения безопасности дорожного движения и оздоровления окружающей среды.
Цель транспортной политики органов местного самоуправления – повышение качества жизни населения путем обеспечения гарантированной надежности, безопасности, устойчивости, адаптивности, эффективности функционирования транспортной системы г. Перми.
Транспортная система города включает в себя следующие компоненты (составные части):

  1. дорожно-транспортный комплекс;
  2. участники дорожного движения;
  3. окружающая среда.

Объектом воздействий является дорожно-транспортный комплекс, включающий в себя:

  1. улично-дорожную сеть (УДС) и ее инфраструктуру;
  2. пассажирский транспорт общего пользования и его инфраструктуру.

Способами воздействия и инструментами достижения целей являются:

  1. строительство (развитие УДС и ее инфраструктуры);
  2. совершенствование организации дорожного движения;
  3. формирование парковочной политики;
  4. совершенствование работы массового пассажирского транспорта.

Транспортное планирование и организация дорожного движения является составляющей частью общей транспортной политики органов местного самоуправления и представляет из себя комплекс мероприятий направленных на:

А. Обеспечение базовых принципов устойчивого и системного развития городских территорий города посредством рационального транспортного планирования.

Б. Рациональное использование наземного и подземного городского пространства для удовлетворения объективно обусловленных потребностей в перемещении грузов и населения посредством:

  • совершенствования организации дорожного движения;
  • формирования парковочной политики;
  • совершенствования маршрутной сети городского общественного транспорта.

Транспортное планирование и организация дорожного движения осуществляются органами местного самоуправления города путем воздействия на отдельные компоненты транспортной системы города (объекты приложения концепции) при справедливом распределении общественных ресурсов.
Общественный ресурс – пропускная (провозная) способность действующей улично-дорожной сети (УДС), бюджетные ассигнования на ее развитие и содержание.
Потребитель транспортной услуги (водитель, пассажир, пешеход) должен оплачивать потребление общественного ресурса, а также компенсировать обществу негативные экологические последствия, связанные с его потреблением в соразмерном объеме своего потребления и доли негативного воздействия.
Задача органов местного самоуправления города в области транспортного планирования и организации дорожного движения – установление системы приоритетов и выработка механизмов, позволяющих эффективно развивать и рационально распределять общественный ресурс.

Настоящая концепция строится на основных базовых положениях, определяющих следующие приоритеты :

  • приоритеты интересов сообщества людей перед частными;
  • приоритеты пешеходного движения перед транспортным;
  • приоритеты общественного транспорта перед индивидуальным;
  • приоритеты эффективности УДС перед безопасностью УДС;
  • приоритеты вопросов управления перед вопросами реализации;
  • приоритеты интенсивных решений перед экстенсивными;
  • приоритеты качества информации перед технологиями.

Современное состояние и проблемы развития
дорожно-транспортного комплекса города

Современное состояние функционирования
дорожно-транспортного комплекса

Основные справочные параметры транспортной
системы города Перми

Улично-дорожная сеть: общая площадь дорог и улиц в г. Перми в 2006 г. составила 9444 тыс. м2.
Наземные виды общественного транспорта с протяженностью сетей около 1500 км, в том числе автобусные маршруты – 1195 км, трамвайные – 121,6 км, троллейбусные – 121,1 км, «Городская электричка» – 32 км. Перевозка пассажиров в городе обеспечивается на 125 маршрутах, в том числе: 77 автобусных маршрутах регулярного сообщения пассажирского транспорта общего пользования, 23 – автобусных маршрутах, перевозка на которых осуществляется в режиме маршрутного такси, 11 – троллейбусных, 12 – трамвайных маршрутах, 2 маршрутов «Городской электрички».
Автомобильный транспорт с общим парком транспортных средств всех категорий, зарегистрированных на территории г. Перми на 01.01.2006 г., 218 370 шт. , в том числе в личной собственности более 165,3 тыс. единиц автотранспорта. Обеспеченность местами хранения автомобилей индивидуальных владельцев на начало 2006 г. – 90,8 %
Грузовой автомобильный транспорт, имеющий парк (на 01.01.2006 г.) 30,5 тыс. шт., в том числе с возрастом более 10 лет – 51,1%.
Сервисная составляющая транспортной инфраструктуры содержит 82 автозаправочных станции, 305 предприятий автосервиса , около 300 единиц подвижного состава уборочной коммунально-дорожной техники.

h3. Основные расчетные параметры состояния и функционирования транспортной системы города Перми
Протяженность улично-дорожной сети города составляла в 2001 г. – 592,71 км, в 2006 г. – 787 км.
Средняя плотность улично-дорожной сети в 2006 г. на всей площади города (799,68 км2) составляет 0,98 км на км2, но если не учитывать площадь городских лесов (330,87 км2) и водных объектов (60,42 км2), то этот показатель составит 1,93 км на км2. В 2001 г. плотность УДС составляла 0,74 км на км2, и без учета площади городских лесов и водных объектов – 1,45 км на км2.
Общая численность автотранспорта в г. Перми за последние 10 лет (конец 1995 г. – конец 2005 г.) увеличилась на 66% (87 тыс. единиц), и к началу 2006 г. количество зарегистрированных транспортных средств в г. Перми составило 218 370 единиц.
С увеличением числа легковых автомобилей в г. Перми меняется структура автопарка: если в 2001 г. доля легковых автомобилей была 80% от общего числа автотранспортных средств (АТС), то в 2006 г. этот показатель равен 81%.
Средний возраст легковых автомобилей в декабре 2006 г. составил 8 лет 7 месяцев, в середине 2004 г. – 12 лет 3 месяца, грузовых автомобилей в декабре 2006 г. – 10 лет 10 месяцев, в 2004 г. – 12 лет 4 месяцев, автобусов в декабре 2006 г. – 12 лет 5 месяцев, в 2004 г. – 13 лет 5 месяцев.
Интенсивность дорожного движения за 8 лет (с 1998 по 2006 г.) выросла по городу неравномерно, в центрально городском ядре интенсивность выросла на 61%, а в остальной части г. Перми – на 95%.
Коэффициент суточной неравномерности интенсивности транспортных потоков составил:

Территория 2001 г. 2006 г.
Центральное городское ядро 1,55 1,55
Центрально-планировочный район 1,46 1,53
Периферийная часть 1,50 1,51
В среднем по городу 1,49 1,52

Средняя практическая пропускная способность одной полосы движения в г. Перми составляет 613 автомобилей в час.
22% обследованных в 2006 г. улиц функционируют с превышением оптимальной пропускной способности, что приводит к неустойчивому режиму движения и росту ДТП, это на 13% больше, чем в 2001 г. Достигли своей расчетной пропускной способности еще 13%, (в 2001 г. – 9%). Таким образом, на 35% улиц города в час пик образуются заторы и возникает угроза дорожно-транспортных происшествий (ДТП). В среднем в час пик коэффициент использования пропускной способности выше всего в центрально-планировочном районе – 1,14, т.е. практически на всех улицах этого района возникают заторы. С 2001 г. средний коэффициент использования пропускной способности вырос от 27% до 43%.

Территория Коэффициент использования пропускной способности улиц города в час пик. 2001 г. Коэффициент использования пропускной способности улиц города в час пик. 2006 г Увеличение коэффициента пропускной способности за 5 лет
Центральное городское ядро 0,61 0,78 27,4%
Центрально-планировочный район 0,88 1,14 30,3%
Периферийная часть 0,51 0,74 43,8%

За 5 лет в среднем за день доля грузовых автомобилей в потоке, движущемся по улицам города, уменьшилась: в 2001 г. – 9,6%, в 2006 году -5,4%. В центре города (центральном городском ядре и центрально-планировочном районе) доля грузовых автомобилей уменьшилась более чем в два раза.
Доля общественного транспорта в среднем за день также уменьшилась: в 2001 г. – 7,0%, в 2006 г. – 5,8% от общего потока, в центральном городском ядре доля общественного транспорта не изменилась и остается 5,0-5,2%.
В 2006 г. скорость движения суммарного транспортного потока в среднем по городу составила 27 км/ч, в 2001 г. этот же показатель составлял 28,5 км/ч. В среднем за последние пять лет скорость городских транспортных потоков уменьшилась на 5,6%.
В среднем по городу в межпиковый период времени единовременно движутся 16 760 автомобилей, что составляет 7,7% от парка зарегистрированных авто мото транспортных средств (АМТС) в городе. В 2001 г. единовременно двигалось 12 тыс. автомобилей, что составляло 6% от парка зарегистрированных АМТС.
В пределах «малого центра» в 2001 г. были припаркованы 2 271 автомобиль, в 2006 г. – 2 495 автомобилей. Плотность парковки автомобилей в 2001 г. составила 120,2 авт./км, в 2006 – 132,1 авт./км.
В центре города в жилой застройке на каждом км2 паркуются 2300-2500 автомобилей, в «спальных» районах плотность паркования транспорта 1000-1500 на км2 жилого района.
Средняя за сутки плотность движения по одной полосе, авт./км

Территория 2001 г. 2006 г.
Центральное городское ядро 13,62 14,04
Центрально-планировочный район 16,37 18,80
Периферийная часть г. Перми 10,23 13,57
В среднем по городу 12,26 15,17

Величина среднего количества людей, включая водителя, находящихся в легковом транспортном средстве в 2001 г. составляла 1,84 человек в автомобиле, в 2006 г. – 1,45 человек.
Средний месячный пробег для индивидуального легкового автомобиля составляет 1850 км, что составляет в день около 62 км.
Средние затраты времени на поездку в общественном транспорте: в 2006 г. составили 39 мин. Средняя дальность поездки пассажиров – 5,0 км на автобусах. На троллейбусе и трамвае – 3,5 км. Среднее количество поездок на общественном транспорте – 14,2 раза в неделю. Транспортная подвижность населения на маршрутных видах транспорта в 2001 г. составляла – 514 поездок, в 2006 г. – 460 поездок на одного жителя.
Динамика объемов перевозок различными видами городского общественного транспорта в 2001-2006 гг.

Вид транспорта/год 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Трамвай, млн. пасс. 118,6 105,4 83,3 76,2 51,5 47,9
Троллейбус, млн. пасс. 65,9 59,4 50,6 46,9 32,4 31,3
Автобус (крупные и средние предприятия), млн. пасс. 271,9 330,0 165,0 104,4 36,3
Автобус (все перевозчики), млн. пасс. 338,3 330,0 322,4 304,7 353,9 376,7
Городская электричка,млн. пасс. 0,0 0,0 0,0 0,1 1,0 1,43
Всего перевезено, млн. пасс. 522,8 494,8 456,3 427,9 438,8 458,0

В январе – сентябре 2006 г. на дорогах Пермского края произошло 2875 дорожно-транспортных происшествий. За этот период в г. Перми погибло 111 человек и ранено 1192.

Основные проблемы развития дорожно-транспортного
комплекса города

Объективные проблемы

  • Рост уровня автомобилизации населения.
  • Увеличение интенсивности использования индивидуально транспорта.
  • Снижение доли общественного транспорта в пассажирских перевозках.
  • Увеличение потребности жителей города в перемещениях.
  • Диспропорция между уровнем автомобилизации и темпами дорожного строительства.
  • Градостроительно-планировочные проблемы развития городской территории.

Субъективные проблемы

  • Несовершенство системы организации и управления развитием дорожно-транспортного комплекса.
  • Недостаточная законодательная база на местном и региональном уровне в области управления транспортной системой города, региона.
  • Недостаточная информационная составляющая при принятии управленческих решений.
  • Недостатки финансирования развития УДС и транспортной инфраструктуры.
  • Нерешенность имущественных вопросов и вопросов разграничения прав собственности и управления объектами транспортной инфраструктуры.
  • Негативное влияние человеческого фактора.