Ход работ 2012 — 2013 гг.

6 ноября, 2016 admin 0

Ввод маршрутов и расписания движения общественного транспорта
После создания системы остановок в транспортную модель были введены маршруты движения городского пассажирского транспорта общего пользования.
Каждый маршрут в транспортной модели г.о. Самара, выполненной в PTV Vision Visum, состоит из нескольких (обычно двух) вариантов маршрута, каждый из которых является одним из направлений движения маршрута (от начального пункта остановки к конечному и обратно). Всего в модель было введено 174 маршрута и 343 варианта маршрута городского пассажирского транспорта общего пользования.

Рис.1. Маршруты и варианты маршрутов городского пассажирского транспорта общего пользования
Для каждого из маршрутов движения общественного транспорта были проложены трассы прохождения вариантов маршрутов по остановочным пунктам.

Рис.2. Трассировки маршрутов городского пассажирского транспорта общего пользования
Далее в транспортную модель г.о. Самара были введены профили времени движения, то есть время движения городского пассажирского транспорта общего пользования между остановочными пунктами (рисунок 3). Данные были собраны специалистами ОАО «Самараинформспутник» и переданы специалистам ООО «Агентство дорожной информации «РАДАР» в формате базы данных Microsoft Access. Далее, специалистами ООО «Агентство дорожной информации «РАДАР» данная база была импортирована в транспортную модель г.о. Самара.

Рис.3. Профиль времени движения варианта маршрута городского пассажирского транспорта общего пользования

Рис.4. Редактор расписания городского пассажирского транспорта общего пользования в транспортной модели г.о. Самара

Создание модели транспортного спроса
В транспортную модель г.о. Самара были введены два сегмента спроса – индивидуальный транспорт (ИТ) и общественный транспорт (ОТ) (см. рисунок 5).

 
Рис.5. Сегменты спроса, введенные в транспортную модель г.о. Самара
Для каждого сегмента спроса создано по одному режиму – также соответственно ИТ и ОТ (см. рисунок 6).

 
Рис.6. Режимы, введенные в транспортную модель г.о. Самара
Для каждого из режимов и сегментов спроса были введены соответствующие системы транспорта. Для индивидуального транспорта введена система транспорта ИТ. Для общественного транспорта в транспортную модель г.о. Самара введены следующие системы транспорта (см. рисунок 7):
• автобус,
• троллейбус,
• трамвай,
• маршрутные такси,
• метро.

 
Рис.7. Системы транспорта, введенные в транспортную модель г.о. Самара
Для каждого из этих видов транспорта были введены следующие единицы транспортных средств (подвижной состав) (см. рисунок 8):
• большой автобус;
• средний автобус;
• маршрутное такси;
• троллейбус;
• трамвай (вагон);
• метро (вагон).

 
Рис.8.Виды единиц подвижного состава, введенные в транспортную модель г.о. Самара
Для каждого типа единиц транспортных средств были введены параметры подвижного состава – общая вместимость и количество сидячих мест (см. рисунок 9).

 
Рис.9.Пример ввода параметров вместимости для единицы подвижного состава «большой автобус»

Далее для всех типов единиц транспортных средств была задана секционность транспортных средств (см. рисунок 10).
Для всех видов транспорта, кроме рельсового, секционность включает одну единицу. Рельсовый транспорт – трамваи и метро в своем составе могут иметь несколько единиц подвижного состава (вагонов). Поэтому для трамвая было задано две секционности (один вагон и два вагона), а для метро одна секционность, но состоящая из четырех вагонов.

 
Рис.10. Секционности ТС, введенные в транспортную модель г.о. Самара
 
Ввод в модель групп корреспонденций источник-цель (слоев спроса)

В транспортной модели г.о. Самара заданы слои спроса, генераторами и потребителями транспортных корреспонденций в которых являются:
• Дом;
• Работа;
• Учеба
• Прочее места притяжения
• Учебные места в школах.
Такая детализация приводит к модели спроса, состоящей из набора 15-и (42-1) слоев спроса. Дополнительно для школьников были созданы слои спроса дом-школа и школа-дом, итого в транспортную модель г.о. Самара введено 17 слоев спроса.

 
Рис.11. Слои спроса, введенные в транспортную модель г.о. Самара
Далее в модели была рассчитана стандартная 4-шаговая процедура, в результате которой получены матрицы корреспонденций для каждого слоя спроса и сегмента спроса (индивидуальный и общественный транспорт). В результате выполнения процедуры перераспределения полученных матриц корреспонденций получены картограммы интенсивностей транспортных и пассажирских потоков на территории г.о. Самара.

 
Рис.12. Картограмма интенсивностей транспортных и пассажирских потоков на территории г.о. Самара
 
Калибровка модели индивидуального транспорта
В ходе работ по калибровке транспортной модели г.о. Самара были проведены уточнения параметров транспортного спроса и транспортного предложения, а также проведена калибровка определяющих соотношений транспортной модели.
Так, основными выявленными ошибками в транспортном предложении для индивидуального транспорта были:
• некорректные значения количества полос на участках улично-дорожной сети,
• некорректные данные о разрешенных направлениях движения на перекрестках. Данная ошибка возникла при импорте базы данных разрешенных поворотов в транспортную модель,
• некорректные данные о разрешенных направлениях движения на перекрестках по полосам. Данная ошибка возникла на этапе уточнения количества полос движения на участках улично-дорожной сети, т.к. при изменении количества полос движения редактор узла в PTV Vision Visum автоматически меняет геометрию узла.
• ряд односторонних улиц не был введен в транспортную модель как односторонние улицы,
• уточнены параметры (продолжительности циклов и фаз) светофорных объектов.
В ходе калибровки транспортного спроса была уточнена численность трудящихся на ряде крупных предприятий г.о. Самара.
В ходе калибровки определяющих соотношений были уточнены:
• параметры функции сопротивления,
• значения весовых коэффициентов матриц затрат для процедур распределения транспортного спроса и выбора режима.
В результате калибровки были получены следующие значения показателей качества расчета индивидуального транспорта на транспортной модели г.о. Самара (таблица 1).

Таблица 1

Значения показателей качества расчета индивидуального транспорта на транспортной модели г.о. Самара
 

 
Калибровка модели индивидуального транспорта
В результате калибровки общественного транспорта были получены следующие значения показателей качества расчета общественного транспорта на транспортной модели г.о. Самара (таблица 2). Показатели рассчитаны на основе пассажиропотока по маршрутам.

Таблица 2

Значения показателей качества расчета общественного транспорта на транспортной модели г.о. Самара
 

 
Октябрь 2013 года
Транспортная модель г.о. Самара введена в эксплуатацию. В МП «ПассажирТрансСервис» создан отдел транспортного моделирования. Подготовлены и обучены два оператора транспортной модели : Самсонов Михаил Александрович и Мордухов Максим Анатольевич.
Часть данных транспортной модели доступна по ссылке:

Транспортная модель (http://planetnext.ru/transportmodel/)